Предлагаем вашему вниманию интервью соратника партии "РОДИНА" Степана Зотова, который изложил своё представление об идеологических спорах современных теоретиков консервативной мысли в России.
1. Можно ли назвать современных коммунистов сторонниками левого консерватизма?
Для этого надо разобраться в терминах и современных коммунистах. Я думаю, что КПРФ, "Коммунисты России" и просто люди, с коммунистическими убеждениями – это, что называется, три большие разницы.
Сам по себе термин "коммунизм" давно утратил своё истинное значение и превращен империалистами, желтой прессой чуть ли не в ругательное слово. В синоним несвободы, бюрократии, и мирового зла. А это глубоко неверно.
Коммунизм – это, в первую очередь научно обоснованное учение о смене экономических формаций. И закономерном переходе к самой справедливой и жизнеспособной форме собственности и трудовых отношений. Это учение абсолютно верно! Достаточно посмотреть на кровавые издержки и разрушения капитализма.
На основании лозунгов коммунизма строились политические партии, режимы, системы власти. Которые в разное время Истории заслуживают самых разных оценок! Сообразно условиям своего времени. Ленин – великий вождь революции, прокладывающий дорогу новому миру на руинах старого. Сталин – великий строитель национального государства, которое ведет за собой планету. Если верность их делу – коммунизм. То я коммунист. Но это не совсем точно.
Потому что после Сталина, и сам курс на коммунизм, и политический режим в России выродились! Произошло внутреннее предательство. Что и привело к краху. Это интереснейший и сложнейший процесс. Крах потерпел не "коммунизм". В Китае, Кубе и КНДР его идеи живут и процветают.
Крах потерпел продажный режим, который стремился "обогнать Америку по потреблению". Что ни в коем случае не является целью коммунистического общества в принципе. Это надо очень хорошо усвоить. И именно этих ошибок не повторять.
Термины "левый" и "консерватизм" тоже надо сначала раскрыть. Политическая левизна обычно понимается как стремление к социальному равенству, снижению роли государства и частной собственности в жизни общества. Как видите, уже не так просто для нас, с традиционно высоким статусом государя.
Консерватизм же стремится сохранять традиции, в том числе, свободы в экономике, и неравенство, основанное на достоинстве, духовные и социальные ценности. В этом плане он противостоит либерализму, как стремлению к "личной свободе".
Как видно, если придерживаться экономической сути коммунизма, и лучшего опыта нашего государственного строительства – то в полной мере левым консерватизмом это быть не может.
Русские всегда создают свои, уникальные формы. Синтез противоречий. Поэтому "русский коммунист", "красный патриот" это уже особый термин, гораздо более широкий чем узкие понятия западной политологии. Здесь и духовность, и справедливость для всех, русский космизм, и равенство, но с достоинством. И справедливое, а не паразитное хозяйство. Вековая мечта о царстве истины и добра.
2. Будучи красным патриотом, считаете ли Вы себя консерватором?
Как уже сказал. Здесь нужны оговорки. Я против неограниченной свободы в экономике. За однозначное построение хозяйства, которое обеспечивает выживание на века, физическое и моральное развитие нации. А не безумное потребление и сжигание ресурсов. Перед нами тайны Вселенной и звезд, зов Будущего! А мы деремся за зерна в пыли и яркие бусы.
В остальном можно считать меня консерватором.
3. Не кажется ли Вам, что ностальгия по СССР - это и есть реакционная мысль, утопия прошлого?
А у кого ностальгия? История СССР – это история зарождения принципиально новой цивилизации, советской. Построенной на ценностях творения, справедливости, добра. На народном хозяйстве, а не западных "экономикс". На помощи братским народам, но космическом проекте, на покорении неба и Севера. Одним словом, это цивилизация русского кода, выживания, победы вопреки, таинства подвига.
Вот мы и вспоминаем, как была построена эта цивилизация. Какие нужны были меры. В политике, в хозяйстве. Очень важно помнить, что это было возможно! Что не всё измеряется выгодой. Важнейшая цитата Сталина о том, что если решение задачи не противоречит законам физики – то она будет решена. В этом и есть суть советской власти.
Сталин – великий учитель управления. "Кадры решают всё", "незаменимых нет". Выдвижение нужных людей наверх, а сорных – вниз. Обеспечение условий талантам, пусть даже в закрытых КБ. Безжалостные, неотвратимые и показательные кары преступникам. Политическим – прежде всего, как самым опасным. Это и есть уроки сталинского СССР.
Капитализм стремиться убедить всех, что иначе жить нельзя, что "человек человеку волк", что попытка жить иначе – извращение хода истории, насилие над свободой. Опыт Советского Союза, КНДР, Китая, Кубы и других стран социализма, которые не грабили половину миру в колониях – есть яркий факел Правды. О том, что жить иначе можно и необходимо. В этом смысл изучения уроков СССР. И особо его крушения. Чтобы стало ясно, как постепенно борьба за будущее становится поиском "места потеплее" и "колбасы другого сорта".
4. Каково будущее у учения Ленина в России?
На мой взгляд. Важнейшие тезисы Ленина связаны с пониманием Империализма как закономерной и высшей стадии развития капитализма. А также с блестящей теорией и тактикой революционной борьбы партии большевиков.
Империализм процветает в новых формах и суть его неизменна, террор и рабство народов, оружием ли, рекламой ли, "майданами" - неважно. Понять это и отражать в политике России – жизненно необходимо.
Что касается революционной борьбы. Бессмертие Ленина в том, что он показал – невозможное возможно. Никто не верил в пролетарскую революцию для крестьянской России. Всё было не по учебникам, большевики были маленькой партией. Личным авторитетом Ленин проводил ключевые решения о восстании. Но именно они, верные, пламенные, фанатичные – одержали победу. И так будет всегда.
Лампочка Ильича, ГОЭЛРО, Ликбез, Планетарий в 1927 году – это памятники того, что великие цели дают великие средства. Что воля, готовность к насилию и борьбе, одни могут и должны творить Историю, а не плыть по мутным течениям "мирового рынка".
Поэтому я убежден, что если России суждено исторически самостоятельное бытие, то идеи великого Ленина ждет возрождение, и заслуженную оценка с высоты прошедшего века.
5. Полевела ли партия "РОДИНА", которую Вы представляете? Кто сегодня, по-Вашему, наиболее перспективен среди сторонников Советской цивилизации?
Полевела по сравнению с чем? Я давно и последовательно выступаю против использования вульгарных политических терминов времен Французской революции. Мы не левые, и не правые. Мы социал-патриоты.
Конечно же, это моё мнение, которое не является официальным ответом партии.
По моему мнению, настоящие сторонники Советской цивилизации просто еще не оформились в партию или структуру, которую можно было бы заметить. И я не беру КПРФ или "Суть Времени", которые существуют пока на это есть "заказ". Нас много, мы повсюду. И судя по всему, победа будет за медленным врастанием в систему, за революцией кадров, за революцией изнутри.
Набор красными патриотами критической массы в обществе может выразиться и в создании соответствующей формальной организации. Но этот день еще не пришел. Мы пока что русские партизаны.
6. Известно, что Владимир Ленин, говоря о религии, использовал такие фразы, как "поповщина", "заигрывание с боженькой", "самая гнусная из вещей", "труположество". Каково отношение к подобному у молодых "красных патриотов"?
Прежде всего, Владимир Ильич. Не могу подтвердить истинность всех цитат, которые тут приведены. Но в целом, наличие такой линии признаю.
Для верного понимания этой части наследия В.И. Ленина надо сделать несколько наблюдений.
1) Борьба Ленина за дело рабочего класса насчитывает свыше 20 лет. В начале двадцатого века, Церковь в России играла во многом охранительную и реакционную роль. Поддерживала монархию во что бы то ни стало, не взирая на реальные социальные проблемы и несправедливости.
Она не была самостоятельной и выполняла по сути полицейскую функцию "министерства по духовным" вопросам, под руководством Синода и обер-прокурора. Авторитет Церкви в народе был низок, что лишь подтвердится в ходе кампании за атеизм и борьбу со священниками.
Именно в такой форме, В.И. Ленин имел дело с религией. Он имел все основания считать её, помимо блага, также инструментом угнетения рабочего класса. Политическим противником. И раз Церковь влезла в политику, она и получает эпитеты, уготованные мирским воротилам.
2) Ленин последовательно был атеистом, никогда не заигрывал с верой ради популярности. Можно соглашаться, можно не соглашаться. Я вот сторонник религиозного сознания. Но надо уважать последовательность позиции политического деятеля! Он имел такое видение, он привлек сторонников своего видения, и они победили. А церковники проиграли. Надо учиться у триумфаторов и как минимум, уважать их опыт.
3) Предельная же острота борьбы со священниками во время гражданской войны была связана с тем, что Церковь, как общественный институт открыто поддержали Белое движение. То есть, вновь ввязались в политику и войну. И тут уж надо отвечать за слова. Вписались за Белых, получите по законам военного времени.
Проиграли – горе побежденным! А то хочется и о вере, любви говорить, и в войне участвовать. Так не бывает. Расплата за фарисейство неизбежна. Этой расплатой и стали военные репрессии Красных. И послевоенные тоже.
Таким образом, в конкретных реалиях истории, позиция Ленина по отношению к религии является последовательной и победившей. Борьба с Церковью в её реакционном и политическом обличье – обоснованной и жестокой по законам военного времени. Политическая риторика, как и всегда – направлена на массы. Массы поверили, и пошли за вождем. Значит, он хороший политик. Этому и надо учиться у Ленина, гению борьбы.
Лично я считаю, что сегодня, таинство, вера в Божественное, в душу и ценности выше физической жизни должны вновь выйти на первый план. Но пропагандироваться и продвигаться в массы с тем искусством и упорством, которому нас учит Владимир Ильич.
7. Что посоветуете прочитать нашим консерваторам, что смогло бы изменить их отношение к коммунизму, встать под красные знамена?
Я посоветую просто лучше познакомиться с сияющим чудом Советской Цивилизации и мудростью её великих вождей, Ленина и Сталина.
Конкретно:
1) Автобиографию Стаханова, в первую очередь, письма к нему из народа.
2) "Россия во мгле", Герберт Уэллс, полезно для свежего взгляда на первые дела большевиков.
3) "Республика ШКИД", "Педагогическая Поэма" - отношение советской власти к детям, воспитание нового общества.
4) "Всем смертям назло", Владислав Титов. Вновь важны письма автору. Как зеркало души советского народа. А это уже семидесятые годы.
5) Мемуары ветеранов Великой Отечественной Войны под редакцией Артема Драбкина, живой памятник и гимн Сталинской эпохе.
6) "Два Капитана" (Каверин), "Дорогой мой человек" (Герман), "Судьба", "Имя твоё" (Проскурин) - советская литература во всей своей мощи и красе.
7) "Империя Добра", Сергея Кремлёва, конечно же.