Нельзя обойти актуальный вопрос о террористах-смертниках.
Вообще, преодоление страха физической смерти человеку свойственно во имя защиты высших ценностей. Отсюда культ героизма и самопожертвования. Каковы ценности, могущие быть ценнее самой жизни?
Человек является полноценной личностью, когда его индивидуальная самоидентификация завязана на цивилизационную, культурную, национальную идентификацию. Именно во имя защиты родины, отечества, близких человек готов на самопожертвование. Ибо без исторической памяти и национального самосознания, хранящих и транслирующих в истории традиционные (высшие для индивида) ценности, личность неполноценна. И потому подвержена всякого рода искаженным, ложным формам мировоззрения.
Современная форма терроризма зародилась в России XIX века. Именно там и тогда зародились духовные (строго говоря, антидуховные) основы терроризма. Кто и почему становился террористом? Основой революции Петра I было создание искусственного прозападного правящего и культурного слоя, при отрицании и разрушении традиционных для России форм государственности, религиозности, общественности и экономики. «Птенцы гнезда Петрова» воспитывались на отрицании всего традиционного русского и насаждении европейских заимствований. С тех пор русская элита говорила на иностранных языках, носила иностранную одежду, вела проевропейский образ жизни. Почему дворяне и воспринимались простонародьем как иноземные оккупанты.
Во время европейского похода в войне с наполеоновской Францией лучшие представители русской элиты воочию познакомились со своей «духовной родиной», заимствуя в ней не только культурно-цивилизационные формы, но и сформировавшиеся в Европе радикальные революционные идеологии. Что и отозвалось декабрьским восстанием, положившим начало революционным традициям в России («декабристы разбудили Герцена…»). За два десятилетия в России из «кающихся дворян» и «лишних людей» сформировался радикально революционный слой. Этот своего рода «орден русской интеллигенции» видел свое назначение в полном разрушении традиционной общественности и государственности во имя «высших идеалов» революции и прогресса. Во имя этой идейной, идеологической мании «революционеры» готовы были пожертвовать высшей ценностью – собственной жизнью, по сравнению с чем жизнь других не стоила ничего.
Так в российской «колбе» сформировался алгоритм мирового терроризма.
- Оторванность и полное выпадение из традиционного уклада жизни формирует асоциальное вненациональное сообщество, являющейся «бульоном» для выращивания террористов разного рода.
- Заражение утопической радикальной идеологией, которая формирует утопическую иерархию ценностей.
- Революционные ценности являются высшими, по сравнению с которыми традиционные являются антиценностями.
- Формирование психологии «избранных», по отношению к которым остальное общество оказывается «отверженным».
- Поэтому самопожертвование является не только высшей доблестью, но и формой самоспасения.
- Поэтому же все остальные люди – «отверженные» - воспринимаются не только как враги, а не являются собственно людьми, почему заслуживают безжалостной расправы.
Этот алгоритм терроризма в полной мере проявляется и сегодня, когда утопия «революции» заменена утопией «исламского джихада» (попытки же реализации всякой утопии неизбежно ведут к катастрофическим разрушениям и бедствиям). Изначально «бульон» исламского терроризма взращён европейской политикой «толерантности». Мигранты во втором-третьем поколении лишались традиционного жизненного уклада, при том, что не вписывались в европейский социум, тем более в европейскую культуру, которую изначально они воспринимали как чуждую, затем как враждебную. Тем более, что Европа сама демонстрирует позорные суицидальные цивилизационные потуги – от «толерантности» до гей-культуры. Объём террористического «бульона» на порядки возрос при разрушение США и Европой Ирака, Ливии, Сирии. Теперь уже десятки миллионов людей напрочь лишились всех жизненных и мировоззренческих основ, когда целые государства опрокинули в чёрную дыру хаоса.
Понятно, что различные мировые силы – государства, спецслужбы, транснациональный капитал, криминал и наркокартели – в этом «бульоне» ловят собственную «рыбку» и разводят собственных монстров. Что, опять же на порядки, увеличивает силу мирового терроризма, вплоть до целого террористического государства (последнего ли?). Но именно разрушение или отвержение иерархии духовно-цивилизационных ценностей создают условия возникновения терроризма как общественного явления. Отсюда следует, что защита цивилизационной, культурной, национальной идентичности является основой государственного самосохранения. В свою очередь, такие государственные «реформы» как уменьшение преподавания в школе русского языка и литературы, русской истории, - разрушают национальную безопасность.
Виктор Аксючиц, член Политсовета партии "РОДИНА", философ