Интервью лидера движения "За лучшую Венгрию" Габора Вона для ИА REGNUM.
- Для начала расскажите, пожалуйста, нашим читателям: что происходит в Венгрии? Поступают новости о том, что в Венгрии готовится "майдан". Как начинались протесты и чего можно ожидать в связи с этим? И все же — что происходит на улицах Будапешта?
- Да, к сожалению, ситуация очень тревожная. Венгрия — непосредственный западный сосед Украины. Венгрия имеет решающее значение для Соединенных Штатов, чтобы полностью изолировать Россию в условиях текущей холодной войны или в случае возможной настоящей войны. Нынешняя правящая партия в течение последних двух десятилетий однозначно вела евро-атлантическую политику, Орбан Виктор был союзником США и ЕС, но в последние годы, ввиду политической целесообразности и частично под давлением движения "За лучшую Венгрию", Венгрия начала ослаблять одностороннюю зависимость. Это, естественно, не нравится Вашингтону, который в настоящее время делает все возможное, чтобы призвать союзника к "здравому" поведению или, если не удастся, то свергнуть. Причиной нынешних демонстраций являются неправильные шаги правительства и коррупционные скандалы, но однозначно и чётко чувствуется фоновая организация и подстрекательство американских секретных служб. Достаточно сказать, что в настоящее время нет посла США в Венгрии, почти два года, и "грязную работу" выполняет поверенный (André Goodfriend), который до прибытия в Венгрию служил в Сирии…
- Согласно опросам, популярность движения "За лучшую Венгрию" ("Йоббик") непрерывно растет и в условиях нынешних внутренних политических беспорядков, но средства массовой информации и организации по опросу общественного мнения Венгрии находятся под сильным влиянием Запада. Почему бы в интересах Запада не свергнуть правительство "в общем послушной партии" (FIDESZ), ведь заменить её может только "Йоббик", так как либеральные левые партии из-за своего ослабления в ближайшее время не могут рассматриваться в качестве альтернативы?
- Действительно, популярность "Йоббика" непрерывно растет. Можно сказать, что из-за распыления левой оппозиции и раскола правящих партий в настоящее время только мы являемся единственной стабильной политической силой, естественно, положение "Йоббика" тоже непростое, потому что мы, конечно, хотим поменять правительство, так как оно стало недостойным для управления страной, но добиться этого желаем собственными силами, с адекватной социальной поддержкой, а не при помощи иностранной державы, даже без ЦРУ. Отвечая на вопрос о том, может ли существовать у американцев сценарий, согласно которому они хотели бы привести к правлению "Йоббик"? В это трудно поверить, так как с самого начала мы однозначно критикуем США за однополярную концепцию мирового порядка, и имеются недвусмысленные разногласия мнений. Для них было бы очень рискованно встать за такой партией, как наша. Но подчеркиваю, что, будучи правящей партией, "Йоббик" будет стремиться иметь хорошие отношения с Соединенными Штатами, но в то же время будет ожидать уважения независимости страны и отвергает попытки втягивания Венгрии в войну.
- Если бы Ваша партия была у руля, что бы она предприняла относительно членства Венгрии в ЕС и НАТО, как смогла бы противостоять однозначно ожидаемой международной, в первую очередь западной, атаке? Куда бы был совершён первый визит нового премьер-министра?
- Моя концепция внешней политики уже давно однозначна — быть в хороших отношениях с Германией, Россией и Турцией, во всех аспектах: политическом, экономическом, культурном, военном и т.д. Если это удастся, то остальное почти вторично. Эти три державы важны для нас, и для них важен наш регион. Кроме того, это три силы, которые открывают нам дверь в мир. Германия — на Запад, Россия — в Евразийский регион, Турция — в исламский мир. Если мы создадим правительство, то моя первая поездка будет круговым путешествием: Москва — Берлин — Анкара, порядок городов не имеет значения. Мы очень критично смотрим на членство Венгрии в ЕС, но в краткосрочной перспективе я не вижу возможности выйти из него. Мы должны стремиться к объединению в обществе сил для построения новой Европы, стоящей на собственных ногах. НАТО — это иной вопрос. Я считаю, что надо обозначить причину выхода. Венгрия должна быть нейтральной страной, как Швейцария и Австрия, в силу своего расположения это для нее самое оптимальное решение.
- Какая роль предназначена Венгрии со стороны ведущих государств — членов ЕС, какую роль Вы считаете надлежащей для Венгрии в структуре ЕС? Удовлетворены ли Вы текущей позицией Венгрии на международной арене?
- Как я уже упоминал, я очень недоволен позицией нашей страны в ЕС. Нашу страну вовлекли в это сообщество с обещанием того, что это улучшит качество жизни. В критичные годы после падения коммунизма люди хотели спокойствия, работы и свободы, но вместо этого получили что-то совсем другое. Люди потеряли свои рабочие места, 5% населения страны уехало работать за рубеж, в основном жизнеспособная молодежь, общество разочаровано, расколото, полностью исчезла наша обрабатывающая промышленность или попала в руки иностранцев, в магазинах продаются только иностранные товары. С нами случилось то, что произошло бы с Россией, если бы Ельцин по-прежнему управлял страной. Это надо изменить, но это проблема не только Венгрии, но проблема Центральной и Восточной Европы в целом.
- "Йоббик" имеет трёх своих представителей в Европарламенте и по одному делегату в крупных международных организациях, таких как ОБСЕ, НАТО, Совет Европы. Какова позиция партии в этих форумах, стремится ли к коалиции или к сотрудничеству с делегатами других стран, декларирующих те же ценности?
- Конечно. Мы стараемся продемонстрировать нашу внешнюю политику и на этих форумах, но это не простая задача. С одной стороны, на европейских политических форумах в основном доминируют атлантические силы, с другой стороны, эти форумы часто выполняют невероятно поверхностную работу, где не очень возможно достичь действительно серьезных результатов. Реальные решения часто рождаются не в различных органах избранных представителей, а где-то в другом месте. Театр — просто нужно поддерживать видимость демократии. Причина, почему важно присутствие, — "коридорная дипломатия". На перерывах между сессиями можно установить ценные контакты и получить ценную информацию, которую можно использовать.
- Хорошо известно, что в вопросе о санкциях ЕС против России депутаты Европарламента от Вашей партии не были согласны с решением Европейского союза. Кроме голосования против введения санкций, какие меры можно предпринять против решений, которые также нарушают интересы Венгрии? Какое влияние на Венгрию имеют санкции и российские ответные санкции?
- Мы неоднократно использовали все возможное, чтобы высказать протест западной агрессии, направленной против России и русского народа. По вопросу совершенных актов резни гражданского населения в Донецке мы подали в венгерский парламент проект осуждающей резолюции, также написали открытое письмо в ООН, ОБСЕ, Совет Европы и Международный комитет Красного Креста. То есть по этой теме мы задекларировали нашу позицию как на внутренних, так и международных форумах. Где мы можем, там мы выражаем наш протест против санкций. Венгрия является одним из пострадавших от эмбарго. Но думаю, с уверенностью можно сказать, что вся Европа в целом пострадала от него, следовательно, сохранять статус-кво не в интересах Европы и Венгрии, только США, таким образом, пытаются взять измором Россию. Иногда я задумываюсь, может, Вашингтон намерен косвенно ослабить и Европу тоже…
- Как известно, отношения Вашей партии с российскими политиками и проправительственными экспертами постоянно развиваются. Члены партии часто ездят в Москву, присутствуют на важных событиях, делегаты партии "Йоббик" присутствовали на выборах в Донецкой народной республике и Луганской народной республике в качестве международных наблюдателей. Зачем это нужно оппозиционной партии? Какая будет внешнеполитическая стратегия "Йоббика" в случае прихода к управлению страной? С какими другими странами поддерживаете хорошие отношения, похожие на отношения с Россией?
- Из Европы очень немногие были готовы послать своих делегатов на референдум. Это было делом чести для нас. Мы устали от постоянного вранья западных СМИ касательно украинского конфликта, от того, что публикуют материалы под диктовку ЦРУ. Мы хотели увидеть своими глазами, что и как там происходит. Нас за это очень критиковали как в Венгрии, так и за рубежом, но для достижения правды надо быть готовым к конфронтации. Что касается нашей внешнеполитической стратегии, как я уже говорил, для меня приоритетны Россия, Турция и Германия, я всегда внимательно слежу за тем, какие взаимоотношения имеют эти три страны. Меня очень расстроило ухудшение немецко-русских отношений, и принесло радость русско-турецкое сближение. Что же касается нашей деятельности, у нас действительно отличные отношения с Россией, и с Турцией отношения крепнут, только относительно Германии мы натыкаемся на стены. Германия полностью подавлена, после Второй мировой войны экономически встала на ноги, но не нашла себя во внешней политике. Критически важно, чтобы эти отношения были отстроены, еще когда партия в оппозиции, чтобы, будучи в правительстве, не надо было начинать со знакомства, чтобы в этих трех странах знали, что в лице Венгрии имеют надежного и добросовестного партнера, с которым можно договориться, который открыт на взаимное сотрудничество.
- Вас и несколько членов партии "Йоббик" в западных СМИ и прозападных кругах пытаются представить в качестве "русских агентов", потому что Вы занимаете чёткую позицию относительно украинского кризиса и осуждаете политику нарушения национального суверенитета Соединенными Штатами. Кроме того, некоторым из руководящих политиков партии уже запретили пребывать на территории Украины. Что Вы думаете об этих и подобных санкциях, обвинениях?
- Запрет на въезд на Украину, думаю, просто смешной шаг. На Украине живет четверть миллиона венгров, и мы являемся парламентской партией Венгрии. Мы имеем право быть информированными об их судьбе с близкого расстояния, а также о будущем Украины. Нам нечего скрывать, мы играем с открытыми картами, мы всегда готовы провести консультации с украинскими политиками, даже тогда, если вероятно, что согласие не будет достигнуто. Я думаю, что эта истерия является средством холодной войны и манипуляции СМИ. От того, что Россия является важным партнером для нас, это еще не значит, что мы станем российскими агентами. Если бы это было так, то мы бы должны быть одновременно русскими, турецкими и немецкими агентами, так как мы желаем гармонизировать интересы этих трех стран с интересами нашей страны. Это просто смешно. Дело в том, что я не агент, а просто политик-патриот. С другой стороны, я уверен, что если поискать подлинных агентов, то многих можно найти, но не в движении "Йоббик", а в правящей партии и распавшихся левых партиях.
- Владимир Путин на заседании международного дискуссионного клуба "Валдай" заявил, что "вопрос о содержании суверенитета становится едва ли не главным для сохранения и упрочения мировой стабильности". Что Вы думаете об этом, для венгерского народа так же важен суверенитет?
- Я полностью согласен. Культурную и экономическую глобализацию США используют для поддержания и укрепления политического господства. Необходимо полностью противоположное, во всех смыслах глобализацию надо контролировать. Каждое государство должно самостоятельно принимать решения о своей судьбе, в культурном, экономическом и политическом аспекте. То, что, по мнению Америки, правильно, еще не точно, что эффективно работает в другом месте, и что в другом месте этого требуют. По моему мнению, суть суверенитета заключается в том, что мы сами определим, чего именно хотим. Для венгерского народа это особенно важно, поскольку наша история — это непрерывная борьба за независимость, и не случайно то, что больше всего мы воевали с немцами, русскими и турками. Это сильно повлияло на мое видение внешней политики Венгрии, мы не должны бороться с этими тремя державами, а договориться с ними и тем самым обеспечить суверенитет.
- Как Вы оцениваете политику Владимира Путина? Что может быть решением нынешнего кризиса, который затронул не только Россию, но и весь мир? Можно ли избежать войны? Если да, то как?
- Заявления СМИ о Путине как на Западе, так и в Венгрии, просто ужасные. Очень важно, чтобы в СМИ появлялось побольше противоположных мнений, потому что в настоящее время примерно 99% за евро-атлантическую позицию и 1% против. Естественно, я сужу не на основании средств массовой информации, а все тщательно анализирую, для меня как председателя партии это жизненно важно. Поэтому мое мнение о Путине очень сильно отличается от мнения среднего европейца. Владимир Путин спас Россию в очень сложной ситуации, опять дал надежду, гордость и будущее русскому народу. Возможно, именно это и является проблемой для США, что президент Путин слишком успешный в качестве лидера России, поэтому и хотят втянуть его в войну. Я очень надеюсь, что этот план не сработает, но, честно говоря, если сейчас надо было бы биться об заклад, к сожалению, я бы поставил на то, что будет война. События зашли так далеко, откуда очень трудно повернуть назад, поэтому очень важно, чтобы в каждой стране мира появились партии, поддерживающие мир, чтобы их голоса были услышаны, чтобы они использовали свое влияние.
- В середине декабря Ваша партия подала декларацию для принятия парламентом Венгрии, в которой говорится, что, в случае возможной войны между США и Россией, Венгрия должна остаться нейтральной и стремиться к миру. Могли бы вы подробнее ознакомить с содержанием документа? Приверженность миру свойственна партии "Йоббик" в отношении всех конфликтов?
- Геополитическая ситуация Венгрии очень тонкая: она находится в точке пересечения Севера и Юга, но в первую очередь — Востока и Запада. У нас есть две возможности: мы будем линией фронта или мостом. Если Венгрия является частью любого военного блока, то рано или поздно будет линией фронта, а если Венгрия будет нейтральной, то получит шанс стать мостом. Это очень важно. Сейчас мы очень далеки от роли моста. Поэтому я совместно с коллегами из парламента в общем обращении к венгерскому парламенту пытаюсь добиться однозначной декларации того, что Венгрия останется нейтральной в том случае, если конфликт между Россией и НАТО превратится в войну, в этой войне Венгрия не желает принимать ни активного, ни пассивного участия.
- Владимир Путин 1 декабря в Анкаре заявил об остановке проекта "Южный поток", российского трубопровода, который должен был пройти и через Венгрию, но был запрещён властями ЕС. Какова Ваша позиция по этому вопросу, почему ЕС не желает продолжать проект? Возможно ли обеспечение Центральной Европы газом без российского газа? Может быть альтернативой ему американский сжиженный газ или азербайджанский газ?
- Нет смысла Европе искать альтернативу российскому газу, так как в данный момент нет альтернативы. Эта ситуация опять выгодна только США. Препятствование "Южному потоку" было большой ошибкой, и Европе надо было настойчиво выполнять и завершить проект, вопреки усилиям США. Я понимаю решение русского руководства. Невероятно, сколько лет мы потеряли из-за внешних интересов. События последних недель еще лучше доказали, что Европе необходим газ, идущий в обход Украины, что экспоненциально верно относительно Венгрии. Если мы будем у руля, то будем представлять это направление.
- Ваша партия, "Движение за лучшую Венгрию" (венг. Jobbik Magyarországért Mozgalom) в прошедшем году прошла через три выборные кампании: в венгерский парламент, в парламент ЕС и в органы местного самоуправления, и было видно непрерывное укрепление поддержки партии. Как оценивает «Йоббик» работу, выполненную в прошлом году? Что бы Вы хотели упомянуть среди результатов? Благодаря чему был такой успех среди венгерских избирателей?
- Позиция "Йоббика" непрерывно крепла, и сейчас "Йоббик" однозначно является второй силой среди парламентских партий, и все больше приближаемся к правящей партии благодаря большой работе, которую мы выполняли и выполняем. Важно, чтобы русские читатели знали, что это было в условиях жёсткого "встречного ветра" СМИ. "Фидес" и Венгерская социалистическая партия (MSZP) старые партии, и они строили медиаимперию в Венгрии. Мы новая сила, и каждый наш шаг вперед так приходилось предпринимать, что MSZP и Fidesz одновременно нападали на нас, а также СМИ, управляемые иностранным капиталом, как в Венгрии, так и за ее пределами пытались нас скомпрометировать. Просто чудо, что при таких условиях получилось пробиться на арену общественной жизни Венгрии. С самого начала мы считали, что после длительного вранья и двусмысленности люди жаждут правды. Похоже, мы правильно понимали.
- Движение "За лучшую Венгрию" полностью сменило имидж на протяжении прошедших лет. Если раньше на партию можно было наклеить ярлык антисемитской, экстремистской, цыганофобской, то сейчас эти обвинения не имеют оснований. Где граница превращения движения "Йоббик" в Народную партию, как долго избиратели будут поддерживать эволюцию в сторону средней партийности?
- Я считаю, что изменение имиджа "Йоббик" было очень сложным процессом, но и огромным политическим успехом. Я очень горжусь тем, что нам удалось так поменять стиль, что удалось сохранить доверие голосующих, так как из нашей программы мы не изъяли ни одной буквы. Несколько лет назад в мире нас считали неонацистской партией, что и тогда не было правдой, но сейчас удалось стать всё более признанной, консолидированной народной партией, и уже все больше людей считают, что "Йоббик", возможно, станет правящей партией. Этот процесс обязательно надо продолжать, так как я убежден, что наша программа принесет пользу всем венграм, независимо от их идеологической позиции.
- Какое направление будет главным в Вашей работе в 2015 году, на что будет акцентировано внимание во внутренней и внешней политике? Вы планируете коалицию с другими партиями, например, с национальной частью разделяющейся правящей партии?
- Я считаю, что исключена возможность коалиции с существующими партиями. Если бы появилась аутентичная партия, то это, естественно, поменяется, но пока это гипотетическая возможность. Основные направления во внутренней политике: подготовка к госуправлению, спасение среднего слоя и возрождение производственной промышленности, во внешней политике: дальнейшее укрепление русско-турецко-немецких отношений, пересмотр отношений с ЕС, подготовка выхода из НАТО и достижение нейтралитета.