Несмотря на то, что в этом году в России собрали рекордное количество зерна, качество и цены на хлеб вызывают много дискуссий и недовольства со стороны потребителей. Также существуют большие проблемы, связанные с работой и элеваторов, и железнодорожных операторов, и портов. Они попросту не справляются с нагрузкой, отсюда многие опасаются дефицита хлеба.
Почему при нынешних огромных урожаях мы в больших количествах экспортируем за рубеж высокосортную пшеницу, а на внутренний рынок идет зерно крайне низкого качества? По какой причине хлебопечение стало технологически отсталой и инвестиционно непривлекательной отраслью? И каким образом можно исправить сложившуюся ситуацию, свою точку зрения высказывает руководитель регионального отделения партии "РОДИНА" в Калининградской области, член Политсовета Дмитрий Новик:
- Производство и реализацию продовольственных товаров первой необходимости, к коим относится хлеб, нельзя полностью отдавать в руки игроков свободного рынка, особенно в такой большой стране. Всегда должна быть страховка! Да, не буду спорить, что зерно выгоднее продавать на Запад. И дело совсем не в том, что отечественные пекарни не конкурентоспособны, все дело в покупательской способности нашего населения. Однако не стоит забывать и о нуждах внутреннего рынка.
Для того чтобы избежать дефицит в поставках хлебобулочных изделий, необходимо определить квоту качественного зерна, которая в обязательном порядке должна идти на удовлетворение нужд населения страны, а то, что вне квоты, можно в свободном порядке импортировать на европейские рынки. Низкокачественное зерно тоже имеет место быть: продажа изделий из него по соответствующей цене будет дополнять и уравновешивать рынок.
Что касается отсталости производственных мощностей, то тут мы снова возвращаемся к вопросу импортозамещения в соответствующем секторе. На сегодняшний день приобрести современное оборудование можно только за рубежом, поскольку машиностроение в России находится в стадии затянувшейся глубокой стагнации, а это накладывает дополнительные риски и траты, связанные с тем, что сделки заключаются в европейской валюте. Вывод напрашивается только один: без развития машиностроения мы не сдвинемся с места ни в одной сфере. Мы просто обязаны научиться создавать качественную производственную базу, иначе зависимость от внешнего рынка так и будет негативно сказываться на всех отраслях экономики и, в конечном счете, на потребителях. Я считаю, что это вопрос больше политический: на втором месте по важности для суверенитета страны после продовольственной безопасности стоит производство средств производства, и об этом не стоит забывать.