29 октября в Москве председатель партии "РОДИНА", депутат Госдумы Алексей Журавлёв принял участие в работе заседания Комиссии по миграционным вопросам Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям и Общественного совета при ФМС России.
Темы заседания: "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Миграционная политика Российской Федерации на период до 2025 года" и внесении изменений в государственные программы "Социальная поддержка граждан", "Содействие занятости населения", "Региональная политика и федеративные отношения" и "Информационное общество (2011-2020 годы)". Они подготовлены Федеральной миграционной службой.
Предлагаем вашему вниманию тезисы, озвученные Алексеем Журавлёвым на обсуждении государственной программы Российской Федерации "Миграционная политика Российской Федерации на период до 2025 года":
Уважаемые коллеги!
Прежде чем перейти к поправкам и предложениям к обсуждаемому сегодня документу – государственной программе "Миграционная политика Российской Федерации на период до 2025 года" - хотел бы несколько слов сказать о том, как мы, партия "РОДИНА", оцениваем складывающуюся на данный момент ситуацию в стране как в сфере миграционной политики, так и в тесно связанной с нею сфере межнациональных отношений.
Нельзя не отметить положительные результаты работы профильных ведомств. Напряжение, которое царило межнациональных отношениях ещё два года назад, что вылилось в печально известные события в Западном Бирюлево, спало. Есть объективные данные социологических исследований, которые говорят о том, что вопрос межнациональных отношений постепенно уходит из числа тех вопросов, которые больше всего беспокоят наших сограждан. По данным ВЦИОМ, если в 2011 году национальный вопрос волновал 39% россиян, а в 2013 году — уже 49%, то в этом году он не вошёл даже в десятку наиболее актуальных проблем.
Есть положительная динамика и в отношении общества к мигрантам. Другой социологический центр – Левада – констатировал, что 41% опрошенных считает, что незаконно находящихся в стране мигрантов из стран ближнего зарубежья нужно легализовать, помочь им получить работу и ассимилироваться в России. В 2014 году так считали всего 19%. При этом, правда, почти столько же – 43% считают, что нелегалов надо высылать.
Что произошло? Совпали два процесса. С одной стороны – патриотический подъём после воссоединения с Крымом и событий на Украине. Мы осознали себя единым народом, которому брошен вызов извне, а в таких ситуациях всегда все внутренние проблемы уходят на второй план. К тому же в Россию хлынул настоящий поток беженцев с Украины – более миллиона вынужденных переселенцев, 600 тысяч из которых, по данным ФМС, выразили желание связать свою судьбу с Россией.
Второй процесс – экономический кризис, в первую очередь – девальвация рубля, которая сделала для большей части мигрантов работу в России невыгодной, и они потянулись на историческую родину.
В данном случае по объективным политическим и экономическим причинам произошло замещение мигрантов на людей с более близким нам этническим и культурным кодом, что, безусловно, также позволило снять напряжение в этом вопросе.
Вместе с тем хотел бы подчеркнуть, что потенциал для конфликтов есть, он никуда не делся. Разделение на равные части голосов "за" и "против" мигрантов в приведённых мной ранее данных соцопросах говорят о серьёзной поляризации общества.
По последним данным ФМС, сейчас в России незаконно находятся 3,7 миллиона иностранцев. То есть мы имеем почти 4 миллиона потенциальных преступников, потому как шансы найти законную и легальную работу у них, прямо скажем, невелики. Количество мигрантов из безвизовых стран ФМС оценило в 9 миллионов человек, и где гарантия, что, когда у них истечет срок пребывания, они добровольно вернуться туда откуда приехали?
Россия, безусловно, неотъемлемая часть европейского пространства, поэтому должны учитывать тревожные миграционные процессы, которые происходят у наших соседей. Потому что через несколько лет многое пытаются повторить и в нашей стране. Есть хорошая русская поговорка "Дурак учится на своих ошибках, умный - на чужих".
Мы должны подходить максимально прагматично в вопросах миграционной политики. Сделать выводы из катастрофического провала Европы и использовать успешный опыт других стран.
Например, разрешение на въезд и проживание нужно давать только тем лицам, чья деятельность может быть полезной для развития торговли, промышленности, а также тех сфер, которые у нас пока неразвиты, но развитие которых было бы желательно.
Партия "РОДИНА" ещё 10 лет назад говорила, что прибывающие в Россию мигранты должны быть в том количестве, которое нам нужно, а не в том количестве, в котором они соизволили сюда заявиться, а мы должны заниматься их трудоустройством и обеспечением социальной инфраструктурой. Этим должны заниматься правительства государств, откуда они прибыли. А прибывший на территорию России трудовой мигрант должен иметь регистрацию и платить налоги в казну Российской Федерации, и только тогда его семья будет иметь право на место в детсаду, школе и на медицинское обслуживание. При этом мигранты не должны сосредотачиваться в городах-миллионниках – они там просто не нужны, более того, создают конкуренцию коренному населению.
Я напомню, что в соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая утверждена Президентом России 13 июня 2012 года, главными целями этой политики являются – обеспечение национальной безопасности, максимальная защищённость, комфортность и благополучие населения России, стабилизация и увеличение численности постоянного населения России, содействие обеспечению потребности российской экономики в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности её отраслей.
Из этих приоритетов, мне кажется, и нужно исходить при обсуждении представленного нам сегодня документа.
Первое, что хотелось бы отметить.
* Полагаем необходимым привлечь в качестве соисполнителя Программы Федеральное Агентство по делам национальностей. Миграционные процессы подразумевают прибытие в РФ лиц различных национальностей, что может нести в себе опасность межнациональных конфликтов, распространения радикальных религиозных течений (что особенно актуально в связи с особенностями сегодняшнего международного положения), а также нравов и обычаев, нехарактерных для РФ. К тому же привлечение к Программе профильного ведомства, имеющего собственные наработки по смягчению и нейтрализации вредных нашему обществу воззрений, практик и идеологий поможет максимальной интеграции мигрантов в социокультурное пространство нашей страны.
* По нашему мнению, в Целях Программы отсутствует крайне важный пункт - о приоритетной защите интересов граждан нашей страны. Использование иностранной рабочей силы не должно ущемлять или игнорировать трудовые и социальные интересы граждан РФ и представителей коренных народов России. Считаем необходимым его внести.
* Что касается целевых индикаторов Программы, то, по мнению партии «Родина», их перечень необходимо дополнить как минимум двумя. Один из них должен показывать взаимосвязь миграционных процессов с ростом или снижением количества конфликтов на межнациональной и/или межконфессиональной почве.
Вторым индикатором должно стать изменение отношения граждан РФ к миграционной политике в стране в целом и в конкретных регионах, выявленное путем социологических исследований. Такие исследования помогут не только выявить динамику общественного мнения граждан РФ по отношению к мигрантам и вопросам миграционной политики в целом, но и заранее указать на потенциальные очаги межнациональной и/или межконфессиональной напряженности, в особенности в регионах страны с устоявшимся этноконфессиональным балансом. Мы, условно говоря, должны не тушить пожары, а не допускать их возникновения.
Логичным следствием введения второго индикатора, по нашему мнению, должно стать появление в "ожидаемых результатах реализации программы" пункта о взаимном повышении лояльности граждан России и трудовых мигрантов, выявляемом на основании социологических исследований. В числе прочего, таким образом мы сможем выяснить, как идут интеграционные процессы в среде мигрантов, как они адаптируются в социокультурном пространстве нашей страны.
* Что касается подпрограммы 1 - "Предоставление содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", то необходимость её принятия вызывает у нас серьёзные сомнения. И индикаторы, и ожидаемые результаты, которые в ней предлагаются, фактически дублируют Государственную Программу по оказанию содействия добровольного переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Три года назад президентом России был подписан указ, содержащий новую редакцию программы и сделавший её бессрочной. Мы признаем провал этой программы таким образом или что?
К тому же на реализацию этой подпрограммы предлагается выделить из бюджета страны весьма немалые средства - почти 27,5 млрд. рублей. Нужно ли принимать эту подпрограмму именно в такой редакции? Наверно, над этим надо дополнительно подумать.
Подводя итог, хотел бы отметить, что в целом программа безусловно, актуальна, принимать ее необходимо. Но при этом важно, чтобы ее концепция была направлена не только и не столько на регламентацию деятельности трудовых мигрантов в РФ, сколько на защиту прав граждан России, для которых мигранты являются не прямыми конкурентами на рынке труда или получателями той или иной социальной помощи, а разумно дополняют российские трудовые ресурсы в тех отраслях и регионах, где ощущается острая нехватка высококвалифицированных и лояльных российскому обществу и его социокультурным традициям и практикам специалистов со знанием русского языка.
Мы полагаем, что при последующей работе над коррекцией Программы необходимо изучить передовой опыт развитых стран мира в области миграционной политики и, возможно, внести квалификационный фильтр для пребывающих в страну мигрантов. Более высокое образование, уникальность навыков и свободное владение русским языком должны гарантировать мигранту упрощение или ускорение всех необходимых бюрократических процедур, с целью приема наиболее адаптивных и образованных мигрантов и использования их талантов на пользу российскому обществу в целом.