Депутаты Госдумы, председатель партии "РОДИНА" Алексей Журавлёв и председатель Добровольческого движения особого назначения (ДОН) в поддержку армии, флота и оборонно-промышленного комплекса Сергей Жигарев подготовили поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, позволяющие передавать дела по превышению пределов необходимой обороны на рассмотрение судов присяжных.
Это может повысить шансы на оправдательный приговор для жертв преступных посягательств, но, тем не менее, оказавшихся на скамье подсудимых.
По действующему УК (ст. 37), не является преступлением причинение вреда преступнику, противоправные действия которого могут представлять опасность жизни и здоровью подвергающегося нападению гражданина. Однако, как напоминает газета "Известия", если угрозы жизни и здоровью нет, то защита от преступного посягательства возможна лишь в "пределах необходимой обороны", то есть без умышленных действий, "явно не соответствующих характеру и опасности посягательства".
В противном случае такие действия рассматриваются как превышение необходимой обороны и подпадают под 108-ю ("Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны") и 114-ю ("Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны") статьи УК. Такие преступления рассматриваются судьями, без участия коллегии присяжных.
Однако, как отмечается в пояснительной записке к поправкам в УПК, такие дела "достаточно сложны при рассмотрении и качественно отличаются от иных составов преступлений, так как обвиняемый зачастую не имеет умысла на совершение противоправных действий или находится в состоянии аффекта".
Но каждый год порядка тысячи человек получают реальные сроки заключения за превышение самообороны.
"Сейчас предоставляется больше возможности оправдаться тем, кто нападает, а не тем, кто защищается. Поэтому такие случаи нужно выносить на суд общественности, чтобы она сказала, правильно это или неправильно. Тогда у нас будет хотя бы статистика, понимание позиции общества. Сейчас же они рассматриваются фактически в закрытом режиме профессиональными судьями", - подчёркивает Алексей Журавлёв.
"Много таких случаев, когда с точки зрения гражданского общества принимаются спорные решения. А суд присяжных предоставляет возможность самим представителям общества принять участие в таких делах, - уточняет Жигарев. - У нас всё больше на руках травматического оружия, и люди применяют его для своей защиты при нападении злоумышленников. А потом получают тюремные сроки, такие же, как пьяные водители, сбившие людей на переходе. Судьи завалены делами, у них есть план-график, отчетность, время рассмотрения каждого дела. А здесь необходим более тщательный подход".
Журавлёв и Жигарев считают необходимым не только разрешить передавать дела о превышении необходимой самообороны в суды присяжных, но и повысить уровень их рассмотрения, передавать из судов низшей юрисдикции в суды субъектов РФ, так как, "подняв статус этих дел, мы повысим качество судейства по ним", подчеркнул Жигарев.