В весеннюю сессию в Государственной Думе будет рассмотрен законопроект председателя партии "РОДИНА", члена Комитета по обороне Алексея Журавлёва, вносящий поправки в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Как сообщает "Парламентская газета", документ предполагает передачу подсудности уголовных дел о преступлениях, совершенных с превышением пределов необходимой обороны, на уровень Верховного суда республики, краевого или областного судов, суда города федерального значения или суда автономной области. Помимо этого, изменения позволяют обвиняемым в превышении пределов необходимой обороны ходатайствовать о рассмотрении их уголовных дел судом с участием присяжных заседателей, что должно повысить качество выносимых приговоров.
Из-за несовершенства действующего законодательства в сфере самообороны, зачастую граждане, вынужденные защищать себя или своих близких сами оказываются на скамье подсудимых. Механизм реализации этого права на самозащиту изложен в статье 37 Уголовного кодекса Российской Федерации. Указанная статья устанавливает пределы возможной самообороны, основывающиеся на соразмерности действий обороняющегося лица от степени опасности. На практике адекватно оценить угрозу во многих случаях не представляется возможным. Причин тому несколько: фактор внезапности совершения преступления, недостаточная морально-психологическая подготовка для отражения нападения, зачастую состояние аффекта, отсутствие эффективных средств самообороны.
"Это уже не первая моя попытка расширить 37-ю, так называемую, "оправдательную" статью УК по самообороне. На сегодняшний день, девять из десяти дел по ней заканчиваются обвинительным приговором, что совершенно недопустимо", - пояснил "Парламентской газете" Алексей Журавлёв.
"Более того, сами люди требуют подобных поправок — за проект закона "Мой дом - моя крепость" на сайте Российской Общественной Инициативы было отдано свыше 100 тысяч голосов наших граждан, но ему так и не был дан ход. И мы пошли по другому пути: предлагаем, чтобы резонансные дела выносились на суд общественности — суды присяжных. Когда в ваш дом влезают злоумышленники, это именно общественное преступление и только другие люди, возможно когда-то подвергшиеся такой же опасности смогут адекватно оценить ваши ответные действия", - пояснил депутат.
"Конституция у нас гарантирует право на собственность и её защиту, но в Уголовном кодексе об этом ничего нет. Защита жизни и близких — это да, но о собственности нет ни слова. С формальной точки зрения, например, если к вам в дом залез преступник и крадёт у вас телевизор, то вы не имеете права ничего ему сделать — только вызвать полицию и ждать наряд, тем временем грабитель благополучно скроется с украденными ценностями. На протяжении четырёх лет пытаюсь внести в 37-ю статью поправки, защищающие права законопослушных и добропорядочных граждан, а не преступников, но это никак не удаётся. Значит действующая формулировка удобна для правоохранительных органов и судебной системы: есть труп или нанесение тяжких телесных повреждений и человек фактически в этом сознавшийся, всё понятно, можно закрывать — раскрываемость повышена, а может ещё и звезда на погонах появится", - заключил Алексей Журавлёв.