Сегодня Государственная Дума рассматривала крайне важный законопроект о внесении изменений в закон "Об образовании". Суть его проста – поставить заслон политике пресловутой "оптимизации" школьного образования, проводимой в нашей стране на протяжении последних лет, последствия которой оказались весьма плачевны.
Чтобы не быть голословным, сошлюсь на данные Счетной палаты, которая в 2015 году проверяла ход этой самой оптимизации, причем не только в образовании, но и в здравоохранении, а также в сфере социального обслуживания.
Вывод СП печален: оптимизация проводилась "без должного анализа сети, учета планируемых к открытию учреждений, а также оценки потребностей населения". То есть горе-реформаторы из Министерства образования проводили свои преобразования не там, где это необходимо, а повсеместно, не учитывая ни региональную, ни местную специфику, ни вообще что бы то ни было. В общем-то, так у нас проводятся все реформы со времен Гайдара.
Таким образом, только за 2005–2010 годы в рамках оптимизации сети общеобразовательных учреждений прекратили существование 12 377 школ, из них 10 089 школ (81,5%) — в сельской местности. И этот процесс идет до сих пор, опять же без учета потребностей регионов. При этом в материалах Счетной палаты говорится, что к 2020/21 учебному году стране потребуется на 2,5 млн мест больше, чем требовалось в 2012/13 учебном году. А между тем по планам чиновников до 2018 года запланирована ликвидация еще 870 школ.
Эксперты Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) рассчитали, что если количество учреждений социальной сферы будет сокращаться в нынешнем темпе, то к 2033-2036 годам в российских деревнях может вовсе не остаться сельских школ.
Между тем в 2010 году Правительство России утвердило Концепцию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. В ней, помимо прочего, говорится, что для достижения целей государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий необходимо стимулирование демографического роста и создание условий для переселения в сельскую местность. Как можно этого добиться, если мы продолжаем политику «оптимизации», которая ведет в ровно противоположном направлении – к вымиранию деревни и оттоку населения в города?
Инициаторы поправок в закон об образовании предлагают установить, что решение о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, муниципальной образовательной организации дополнительного образования может быть принято только с учетом мнения населения той территории, на которой они расположены. Это абсолютно здравая и логичная идея. Без учета мнения жителей подобные реформы недопустимы, а продолжение прежней политики ведет лишь к гибели села, снижению уровня подготовки детей и тотальному ухудшению качества образования в стране. Бездумному реформированию нашего многострадального образования пора положить конец.
Председатель партии "РОДИНА", депутат Госдумы Алексей Журавлев