В предвыборной кампании США команды Хилари Клинтон и Дональда Трампа во внешней политике стояли на прямо противоположных позициях. Трамп был откровенным изоляционистом, а за Клинтон стояли откровенные глобалисты. Однако в процессе кампании даже тем, кто поддерживал Клинтон, стало понятно, что ресурсов продолжать прежнюю глобалистскую позицию США не хватает, и они не могут делать то же, что и раньше.
Это отражается на всей политике США, в том числе на политике на Украине. США начинают радикально менять свой подход к этой стране. Что это означает для сегодняшнего украинского режима? Главное — расчет на поддержку своего режима в рамках максимальной конфронтации с Россией повисает в воздухе. Трамп, например, открыто заявил, что, если придет к власти, поддерживать Киев не намерен.
Если президентом станет Клинтон, она, конечно, сохранит нынешнюю риторику, но реально не будет помогать Украине. Эта ситуация требует от руководства Украины принятия некоторых решений, на которые никто не отважится. Фашистско-националистическая риторика Рады настолько жесткая, что продавить хоть что-то, что соответствует минским договоренностям, у Порошенко при всем желании не получится. Формально именно Порошенко и его ближайшее окружение станут виновниками того, что нарушается минский процесс.
В этих условиях единственный их шанс — резкое обострение ситуации в Донбассе. С другой стороны, обострение ситуации может быть выгодно и части российских сил. Дело в том, что независимо от результатов выборов в США резко усилится конфронтация между Путиным и либерально-бюрократической группой, которая руководит правительством вообще и экономической политикой в частности. Это было хорошо видно по заявлению Алексея Кудрина, который сразу после думских выборов сказал, что денег на выполнение майских указов президента нет и не будет.
Об этом же свидетельствовал призыв нового спикера Думы отказаться от строго либеральной политики. Такая конфронтация опасна для либералов, и любое обострение ситуации, в том числе, на Украине, для них благо: это оттягивает внимание Путина и ресурсы от внутренней схватки.
В этой связи я не исключаю, что убийство Моторолы — это один из инструментов, который разные силы в России и на Украине используют для обострения ситуации между двумя странами накануне выборов в США. Тем более что такое обострение в условиях, когда Клинтон контролирует прессу и в США, и в России, увеличит ее шансы на победу. Таким образом, убийство Моторолы может вызывать целую цепь процессов, в которые окажутся втянуты многие силы. И это вполне может быть выгодно и Киеву, и Москве, и Вашингтону.
Михаил Хазин, экономист, председатель Совета партии "РОДИНА" по экономике и бизнесу