23 июля известный экономист и публицист Михаил Хазин представил жителям новосибирского Академгородка свою новую книгу "Лестница в небо. Диалоги о власти, карьере и мировой элите".
Творческая встреча с экономистом шла более двух часов. За это время Хазин ответил на множество вопросов
- Не могли бы вы поделиться идеей создания "Лестницы в небо"?
- Лет десять назад я получил по электронной почте письмо от студентки Лены Ижицкой: научите, как сделать карьеру! Я написал ей некий текст на 40 страниц, отправил и забыл о нем. А три года назад, встретив в Перми писателя и блогера Сергея Щеглова, решил и ему послать эту работу. Вскоре Щеглов ответил: "Как интересно, ты противоречишь основам политологии: пишешь, не как ведут, а как должны вести себя эти самые кремлевские "ежики"!" И предложил написать книгу на эту тему. В итоге мы стали соавторами "Лестницы в небо".
Надо сказать, что Сергей Щеглов – настоящий прозаик, автор книг по научно-популярной фантастике. А я скорее публицист. Разница в том, что ему ничего не стоит выдать текст на сто страниц, а я с трудом пишу 2-3 странички.
В нашей с Щегловым книге более 600 страниц. Как это получилось? На основе моего текста о карьере он писал свои главы, я их переписывал и отправлял ему на согласование. Мы много спорили. В итоге написали книгу, напоминающую "Диалоги" Платона. В ней три персонажа: теоретик, практик и несведущий читатель.
Когда книга была уже почти готова, Щеглов сказал, что мы изобрели новый способ описания власти. Обычно ее описывали либо как свойство личности, обладающей властью, либо как свойства больших групп – например, классов. А мы впервые написали о ней с точки зрения небольших организованных групп, властных группировок, малочисленных и закрытых. Что вообще-то проходит по ведомству конспирологии. Так как мы объясняем, каким образом правящие элиты закрывают информацию о том, что такое власть.
– Говоря об властных группировках, вы имеете в виду кремлевскую Семью?
– Начнем с того, что с точки зрения теории власти организованная группировка – не всегда преступная. Но в каждой – очень прочные личные связи, и разорвать их можно лишь теоретически. А во-вторых, группировка ельцинской семьи у нас далеко не единственная.
Периодически возникает вопрос: почему Набиуллина или Улюкаев действуют определенным образом? Ответ простой: на правительственном уровне есть группировки, решающие свои стратегические задачи. Эти группировки борются не за интересы страны и даже не за деньги – а за власть как таковую. Так что если вы хотите понимать мотивацию конкретных высокопоставленных людей, то нужно знать, в какую властную вертикаль они встроены.
Приведу два примера из книги. В 2003 году два сильных человека бросили вызовы другим сильным. Но один из них, Михаил Ходорковский, считал, что Ротшильды, бенефициары "ЮКОСа", отстоят его интересы, защитив от Путина – и просчитался. А вот Буш-младший с Кофи Аннаном не справился. Когда США не хотели начинать войну в Ираке без санкции ООН, против Аннана плелись различные интриги. Но оказалась, что у генсека ООН хорошая "крыша": его вторая жена принадлежит к династии Валленбергов. И против нее "крыша" Буша оказалась слабоватой.
Вернемся к российским группировкам. В 1984 году я пришел работать в Институт физической химии АН СССР. Моим коллегой был д.х.н. Г. Г Маленков, младший сын того самого Маленкова из окружения Хрущева. И как-то раз в 90-е, увидев по телевизору выступление гендиректора Российского центра приватизации Максима Бойко, ставшего потом замруководителя Администрации Президента РФ, Маленков воскликнул: "Как он похож на папу!" И выяснилось, что отец Бойко, Владимир Шамберг, в 1945 году женился на дочери Маленкова. Вот вам причина, по которой Максим Владимирович сделал головокружительную карьеру – под защитой Чубайса.
Мало того, исследования специалистов показали: только один российский олигарх первой волны не является родственником какого-либо из членов Политбюро! Другими словами, представители группировки, которая тащила Шамберга в родственники члена сталинского Политбюро, много лет спустя контролировали процесс российской приватизации.
Отсюда вывод: известный тезис о том, что власть не дают, ее берут – это не про Россию. И в нашей книжке утверждается: власть можно только получить.
– Почему у нас нет конкуренции предвыборных программ?
– Это невозможно в принципе. Политику творят за кулисами, и далеко не все выносится на публику. И с этим ничего не поделаешь. Одно из правил борьбы за власть: молчание – золото.
- Была ли группировка у Немцова?
– Борис Ефимович – классический пример номенклатурного мальчика. Талантливого, желающего жить красиво, но не любящего работать. У нас на мехмате МГУ таких было много. Да и потом в моем окружении харизматичных лентяев хватало. Никто из них особых успехов ни в чем не добился.
– Почему вы решили изучать математику?
– Во-первых, я из семьи математиков. Во-вторых, я точно знал, что по радио никогда не скажут, что таблица умножения оказалась не верна! То есть в математике нельзя назвать белое черным, после чего все продолжит идти своим чередом.
Строго говоря, я математик не столько по образованию, сколько по мироощущению. Я занимаюсь прогнозированием. К примеру, изучив теорию динамических систем, в 2003 году сделал прогноз про валютные зоны и распад мира. Сейчас все так и происходит, один к одному!
Приду еще один пример своего прогноза, актуального донельзя. Несколько лет назад я сказал, что в связи с расколом в мировой элите на президентских выборах 2016 года в США будут бороться представители двух сил: финансистов и изоляционистов. Только считал, что в конкуренты финансистам будет выдвинут не Дональд Трамп, а Рэнд Пол. То есть я предсказал, что Трамп будет, но то, что это будет именно Трамп – увы, нет.
Могу сделать еще один прогноз: у книги "Лестница в небо" хорошие перспективы. Дело в том, что на Западе до сих пор никем не описана теория экономического кризиса, которому уже почти 10 лет. А мы это сделали. Я вообще считаю, что в ближайшее время экономическая теория будет написана на русском языке. Да уже пишется!
"Крыша" западных экономистов – транснациональные банки. Поэтому все специалисты пишут: чтобы выйти из кризиса, нужно дать денег банкам, и всем будет хорошо. А вот тот же Трамп на днях заявил, что банкирам не следует давать дополнительного финансирования, что Штатам отныне не надо контролировать весь мир, поскольку у них самих в государстве бардак! Это значит, что для проведения своей политики американцы будут искать национальных лидеров на местах. Но войдет ли кто-то из россиян в их число – это вопрос открытый. Вот уже почти сто лет, с 1918 года в мировых элитах нет представителей нашей страны. Были попытки туда прорваться у Сталина и Примакова, но ничего не вышло. Сегодня мы на пороге масштабной трансформации мировой элиты, и у России есть шанс резко расширить зону своего влияния.
По материалам СовОк.info