Скандальная уральская чиновница, заявившая в лицо молодежи, что государство не просило их родителей рожать, уволена. Но вопросы остаются.
Начнем с того, что бывшая олимпийская чемпионка Ольга Глацких с осени 2016 года занимала пост не кого-нибудь, а советника губернатора и директора департамента молодёжной политики Свердловской области (официально это ведомство было создано 20 января 2017 года, но в аудиозаписи далее в тексте можно узнать, что Глацких работала там с сентября 2016-го, только без формального трудоустройства). То есть оскандалился таким хамским заявлением не просто какой-то чиновник, а глава профильного ведомства по работе с молодежью одного из ключевых регионов России.
"Наш департамент и был создан для того, чтобы молодежь, которая на сегодняшний день не структурирована, не может найти свою нишу, не выходила на митинги. Я уверена, что по решению губернатора Свердловской области неспроста был создан отдельный орган исполнительной власти, который на сегодняшний день как раз разрабатывает программы в части реализации молодежных направлений. Главное – донести до людей от 14 до 30 лет, как они могут найти себя", – заявила журналистам Глацких после митингов сторонников Навального 26 марта 2017 года, кстати, собравшим в Екатеринбурге около 3000 человек. Так донесла до молодежи их нужность, что те в итоге вполне могли задуматься – не пора ли им на митинг оппозиции.
Хочется повторить известную фразу Милюкова: "Что это – глупость или измена?". Скорее всего, глупость. Точнее, воинствующее невежество и хамство, возведенное многими из наших чиновников после распада СССР в принцип, и пришедшая туда молодежь мгновенно "бронзовеет". Потому что в СССР такого представить было невозможно. Отсутствие такта (местные журналисты упоминают привычный для Глацких "хамский апломб"), помноженное на отсутствие опыта и ума.
Уже после ее резонансной реплики, в Интернете появилась аудиозапись выступления Глацких на собрании руководства своего департамента, судя по названному ей возрасту и дате, в 2016 году вскоре после назначения. Запись с матюками через слово, судя по голосу, на собрании руководительница откровенно нетрезва:
"Я помню просто 24 сентября. Я вот так сижу у губернатора после недельного запоя, я проиграла выборы. Я бухала. Дома. Никуда не выходила. Мне звонит приемная губернатора и говорит: "Вас губернатор ждет через два часа, вы сможете приехать?" "Конечно, да". Я как бы не могла сказать "нет". Я приезжаю. В джинсах такая, в рубашке. Он сидит и говорит: "Слушай, ну Леня (видимо, министр физической культуры, спорта и молодёжной политики Свердловской области Леонид Рапопорт. – прим. авт.) че-то не занимается молодежной политикой". Я говорю: "Да них… себе! Я в курсе".
"Я хочу разделить, создать орган. Ольга Вячеславовна, Вы готовы возглавить?». У меня варианта два – либо сказать "да", либо "нет". Если нет, то идти на х… У меня вариантов нет. Я говорю "да". Мне 27 лет. Что такое 27 и орган исполнительной власти? Я даже понятия не имею, что такое бюджет. Я вообще ниче не понимаю. И он мне говорит: "Ну там же бюджет, там же деньги, там же ответственность".
Я говорю: "Да, я в курсе". Я соглашаюсь на эту историю. У меня нет команды, я живу в этой области два месяца, я вообще никого здесь не знаю. И у меня не было других альтернатив, как согласиться у губернатора. Я 24 сентября выхожу… все меня поздравляют. А с чем поздравлять? Я не знаю что делать. Мне дали орган исполнительной власти, а я не знаю, че с ним делать, я вообще не понимаю"…
Что мы тут видим? Во-первых, будущая руководительница департамента публично расписывается в собственной профнепригодности. Во-вторых, в том, главное, что на эту работу она пошла не по велению сердца, а только потому, что проиграла выборы (выдвинута была, разумеется, от "Единой России") и уже как завершившая свою карьеру спортсменка просто нигде не могла себя найти в жизни иначе как какой-нибудь чиновницей. Согласилась бы на что угодно – возглавить хоть департамент ЖКХ, хоть департамент по вывозу бытовых отходов, хоть комитет по науке.
Но нет – на ЖКХ никто не ставит неопытных людей (слишком очевидны последствия такого руководства), а вот на работу с молодежью – пожалуйста. Ощущение, что во власти уверены – главное для такой работы обладать единственным качеством: самому быть молодым. Ну, и еще какой-нибудь известной спортсменкой, желательно привлекательной девушкой – вся молодежь пустит слюни до пола и пойдёт за ней хоть на край света.
Может быть, чиновники просто путают молодёжь с детсадовцами? Те действительно могут пойти толпой за тетей-воспитательницей. А молодёжь – от 14 до 30 лет, а тем более имеющая своих кумиров, – вряд ли.
Вообще, наши губернаторы еще любят назначать на подобные должности симпатичных молодых девиц без особых профессиональных навыков – может быть, чтобы глаз им на совещаниях радовали, или что? Но опять же – к работе это имеет отдаленное отношение.
Мне вспоминается мой опыт руководства комитетом по молодежной политике в Совете депутатов родного посёлка городского типа Удельная (второй по величине населения пункт Раменского района, около 15 тысяч жителей). В 2009 году я выиграл выборы – беспартийный независимый кандидат, впервые выдвинувшийся против единоросса – и пройдя в Совет, сам вскоре попросил доверить мне руководить этим комитетом. Потому что раньше я несколько лет активно занимался общественной деятельностью, защищал права граждан и хорошо представлял себе, что было бы хорошо сделать для молодежи.
Не имея ни зарплаты, ни бюджетных денег, я за несколько лет сделал немало – например, добился проведения в ДК нашего поселка областного турнира по грэпплингу и принял участие в его организации (далее такие турниры мы начали организовывать один за другим в соседнем городском округе Жуковский). Потом привлек спонсоров для установки в Удельной современной площадки турников (workout) стоимостью около миллиона рублей. Организовал в своем избирательном округе благоустройство детских площадок, демонтаж старых и установку новых, современных (на что, по изначальным подсчётам, потребовалось бы 7-10 миллионов рублей), эффективную борьбу с незаконной продажей алкоголя несовершеннолетним в местных магазинах и так далее.
Все, как и раньше, решают кадры. Пока что, к сожалению, в молодежной политике у наших властей преобладает отрицательный кадровый подход – подбирают не тех, кто хочет и рвётся действительно работать, а смазливых девиц и юношей, ищущих место для комфортного пребывания и обогащения при полном отсутствии опыта и знаний.
И спасает нас пока что только то, что в оппозиции господствует схожий принцип отбора, как мы могли видеть недавно на примере скандала в "Медузе". Но это не спасёт наше общество от появления среди молодежи алкоголиков, наркоманов, преступников и террористов разного толка.
Владимир Лактюшин (руководитель движения "ТИГРЫ РОДИНЫ", молодежного крыла партии "РОДИНА") - специально для ИА REX