Следственный комитет Российской Федерации по Хабаровскому краю сообщил 4 декабря о раскрытии группы националистов, обвиняемых по статье 282.1 УК РФ (организация экстремистского сообщества). "По версии следствия, в августе 2017 года двое жителей Хабаровска решили организовать экстремистское сообщество националистического характера. В данную преступную группу они вовлекли двоих своих знакомых, – сообщается на сайте ведомства. – Члены сообщества решили совершать преступления против лиц неславянской национальности. Злоумышленники раздобыли пособия по изготовлению в домашних условиях взрывчатых веществ. На территории заброшенных зданий, расположенных в Хабаровске, проводили свои тренировки, в том числе стреляли из пневматического и травматического оружия, учились бросать бутылки с зажигательной смесью. Изготовили флаг своего преступного сообщества. В ближайших планах подозреваемых было нападение на администрацию одного из районов города Хабаровска, также они готовились к нападению на одну из уличных продуктовых точек".
Все это очень напоминает действия "хабаровского стрелка" Антона Конева, устроившего 21 апреля этого года настоящую бойню сначала в оружейном магазине "Хаммер", а затем в здании УФСБ по Хабаровскому краю. Судя по видеозаписям в его аккаунте в "ВКонтакте", Конев также тренировался в стрельбе из травматических макаровых и винтовок в каких-то заброшенных зданиях. "Следователи предполагают, что двое студентов, находясь под впечатлением от действий Антона Конева в апреле 2017 года, организовали неонацистскую экстремистскую группировку", – сообщил портал Life.
Что можно сказать о причинах этих трагических событий? К сожалению, на сегодняшний день работа государства с молодежью практически отсутствует, ей ничего не предлагают, и она оказывается во власти радикальных идей и в составе подобных группировок. Будь у нас аналоги (конечно, речь не идет о копировании коммунистической идеологии) советских ДОСААФа и "Зарниц", комсомола, где молодежь была охвачена реальной работой, а здоровое стремление молодых ребят к оружию, к защите страны находило отдушину во взаимодействии с армейскими инструкторами, опытными и харизматичными офицерами, многого можно было бы избежать. Но, увы, этого нет. Пока что есть лишь отдельные секции, создаваемые энтузиастами (как правило, отставными офицерами спецназа, десанта, очень часто – при приходах храмов, особенно если сам батюшка в прошлом служил), и огромное количество номинальных существующих, но не оказывающих никакого влияния на молодежь крупных официозных организаций.
Ситуация сейчас даже хуже, чем пять-десять лет назад. Тогда были "Наши", "Молодая гвардия", "Местные", православные "Георгиевцы" и т.д. Безусловно, к ним озвучивалось немало претензий, и порой справедливых, но все же молодежь была охвачена ими и привлечена на более-менее правильные дела, имела перспективу социального лифта в рамках этих движений, опекаемых "взрослыми" и более солидными организациями. На сегодняшний день, по сути, есть лишь православные волонтеры и "Сорок сороков", но все же, назвать их сугубо молодежными сложно, там много взрослых людей. Отметились в 2015 году целым рядом громких инициатив и акций "Тигры Родины", но сейчас этот проект (признанный Центром политической конъюнктуры лучшим среди молодежных инициатив за 2015 год) находится в стадии переформатирования. И все. Организации, которые состоят из пригоняемых на мероприятия школьников и студентов, я думаю, серьезно оценивать не стоит, сколько бы людей они таким образом не собирали.
И это в ситуации, когда 2017 год показал, что радикальная оппозиция в лице Алексея Навального делает ставку именно на работу с молодежью, переформатируется под популярные именно в этой среде лексику и способы донесения информации! А что в ответ? Приглашение рекламирующих косметику популярных видеоблогеров в Госдуму? Или щедрая раздача всем грантов? Будем объективными – каков реальный выхлоп от многочисленных инициатив, заявленных под таковые? Интернет-проекты или официозные мероприятия для отчетности? И ведь даже отчетность совсем номинальная.
До какого-то момента государство могло утешать себя, что все хорошо, "подкидывать не глядя" большие деньги на молодежные инициативы и получать красивые фотографии с их акций. Но вдруг в декабре 2011 года выяснилось, что десятки тысяч "Наших", которых и готовили с 2005 года для предотвращения "оранжевой революции", при появлении таковой на горизонте сразу испарились в никуда, а их главные пропагандисты побежали один за другим предлагать себя в друзья либералам (не отказываясь при этом принять денежку "на аналитику Интернета" и работу с ботами от государства, конечно) или попросту заявили, что их главная мечта – американская грин-карта. Потом внезапно стало ясно, что бесконечное закидывание деньгами всевозможных "инновационных молодежных проектов" неспособно противостоять тому, что разнообразные "Лентачи" обрабатывают сотни тысяч подписчиков в оппозиционном духе, а потом их читатели переходят стройными колоннами в адепты Навального. Сплошь и рядом по стране мы видим, что местные активисты, создатели его штабов – молодежь моложе 18-20 лет.
"Мы же понимаем, что в России, скорее всего, ситуация перемен будет более революционной, насильственной и сопровождаться катастрофическим распадом государства. Гораздо большего, чем в Украине. Нам нужно быть готовыми: иметь идею и организацию, с которыми мы придем к людям", – заявил 4 декабря на форуме "Свободной России" в Вильнюсе один из вождей Болотной Илья Пономарев. И несложно понять, из какой возрастной категории будут набирать "революционеров".
Государство обязано понять, что молодежная политика нужна, – реальная, работающая, эффективная, системная, структурированная.
Алексей Рылеев, член бюро президиума партии "РОДИНА", руководитель исполкома Конгресса русских общин – для Русской народной линии