На прошлой неделе президент России Владимир Путин начал радикальную реформу правоохранительных органов. На базе внутренних войск создана новая мощнейшая силовая структура - Федеральная служба войск национальной гвардии РФ, которая напрямую подчинена президенту. Её руководителем назначен прежний главком внутренних войск генерал армии Виктор Золотов.
"Вывод внутренних войск из структуры МВД обсуждался давно", - напоминает в интервью "Свободной прессе" президент Института национальной стратегии, соратник партии "РОДИНА" Михаил Ремизов.
"Рассматривалось несколько проектов реформирования правоохранительных органов, которые подразумевали такой шаг. На деле, внутренние войска составляют львиную долю численности МВД, и их вывод означает сокращение аппаратного веса ведомства. Чтобы отчасти скомпенсировать потерю, в состав МВД вернули ФМС и ФСКН", - отметил эксперт и добавил:
"Должен заметить, что у нас структурные решения зачастую принимают, исходя из кадровых соображений. Так, видимо, получилось и на этот раз. Напомню, еще в 2015 году периодически начинали циркулировать слухи о возможной замене министра внутренних дел Владимира Колокольцева на прежнего главкома внутренних войск Золотова. Создание на основе внутренних войск отдельной силовой структуры — явная альтернатива такой кадровой "рокировке".
В итоге, как мы видим, доверенный человек президента возглавил одну из ключевых - с точки зрения внутренней безопасности - силовых структур".
- Насколько оправдано такое решение?
- Думаю, вполне оправдано. Правоохранительные функции МВД и силовые функции внутренних войск по своей сути кардинально различаются. Как ни крути, внутренние войска - это, прежде всего, внутренняя армия, именно силовой инструмент, тогда как стержнем МВД является система следствия и пресечения преступлений и правонарушений.
К тому же - и это главное - такие решения ещё с советских времен принимаются для соблюдения баланса, чтобы политическое руководство страны не оказалось заложником какой-то одной силовой структуры. Создание национальной гвардии завершает создание системы баланса российских правоохранительных органов, в которую также включены ФСБ, МВД и ФСО.
Это логично - с точки зрения политической предосторожности - избегать концентрации силового ресурса в руках одного ведомства.
- Реформа приведёт к сокращению численности силовых структур?
- Я в этом сильно сомневаюсь. Численность внутренних войск в последние годы уже сокращалась, и достаточно ощутимо. А сейчас речь идет о создании новой структуры на федеральном уровне исполнительной власти, и это, скорее, потребует увеличения численности силовиков. Если какие-то структуры и сократятся — например, ФМС и ФСКН, — то другие точно будут увеличены.
- Решение о создании Нацгвардии связано с началом большого избирательного цикла в России?
- Я не вижу рисков, которые заставляли бы руководство страны задумываться об особой роли внутренних войск. На мой взгляд, нынешняя реформа могла стартовать на полгода раньше или могла быть отложена до окончания парламентских выборов. Думаю, сроки реформы в данном случае не имеют принципиального значения…