В программе "Наша страна" на телеканале "Царьград ТВ" актер театра и кино, кинорежиссер, народный артист РСФСР, кандидат от партии "РОДИНА" в Госдуму седьмого созыва Александр Михайлов рассказал о духовной битве за культуру, за страну, за людей, которой обязан посвятить себя каждый порядочный человек.
- Две недели прошло с начала учебного года. Вы как преподаватель ВГИКа набрали новый курс - молодых, свежих, прекрасных. Сейчас все ругают современное образование. Говорят, что дети приходят на первый курс совершенно неподготовленные, абсолютно какие-то не такие, какие должны быть. Как вы оцениваете современных студентов?
Михайлов:
- Уровень заметно падает. Когда я на днях собрал ребят и спросил, кто знает Шукшина, четверо просто не знали, кто это такой. Вот это меня поразило. Я уже не стал какие-то другие, более сложные имена спрашивать, которые в памяти уже немногих остались.
- Вчера Ольга Васильева, наш новый министр образования, проводила большую конференцию, посвященную сельским учителям. Когда вы общаетесь со своими студентами, которые приехали из глубинки, вы чувствуете какое-то отличие от студентов из крупных городов?
- Там чуть-чуть меньше знаний, но больше чистоты и искренности. Какой-то трепет больше у ребят, у мальчишек и девчонок, которые из глубинки.
Я все очень ждал кого-то из Забайкалья. Я сам родился в Забайкалье, в бурятском поселке Цугол Читинской области, и все думал: ну когда же придут ко мне именно оттуда? И вдруг пришла девочка - иконописная совершенно девчонка. Маленькая, молоденькая, и такой трепет... Вот это то, что я люблю: чувствуешь, как раздуваются ноздри, и она вся, так сказать, на каких-то деталях.
- То, что важно для актера...
- Это очень важно. Как Раневская говорила: "Что вы искали в театре?" - "Трепет искала"...
- Вы ведь из семьи староверов?
- Старообрядцев. После раскола, в екатерининские времена их высылали. Высылали семьями, с детьми, и шли они до того места, где теперь пуповина моих прапредков. Они туда шли шесть с половиной лет. Можно себе представить этот поход с детьми, когда на глазах дети вырастали!
- Целая жизнь для маленького ребенка.
- Целая жизнь. По поводу раскола: когда я погрузился в эти материалы, то вынес основное убеждение - в том, что это один из самых страшных моментов вообще из того, что было в истории России. Никонианский раскол просто раздробил Россию.
Вообще, это такой духовно-революционный период был. А слово "революция" переводится очень просто - "рев люцифера", "рев дьявола". Вот оно и разорвало. Как сказал еще в свое время Александр Исаевич Солженицын, если бы не было Никонианского раскола, не было бы революции 1917 года. Если бы не было революции, у нас сегодня было бы полмиллиарда населения. Вот какой народ мы потеряли...
- Вы общаетесь с кем-то в Забайкальском крае?
- Стараюсь, да, каждый год.
- Чего там не хватает? Насколько от Москвы до Забайкальского края все меняется?
- Во-первых, работы не хватает. Пьют, пьют страшно. Во-вторых, культуры. Я вообще считаю, что если нет культуры, то...
Поэтому шесть лет назад мы с Виктором Михайловичем Шкулевым, очень неравнодушным, удивительным человеком, интеллигентным, решили создать землячество. Ради одной идеи - чтобы что-то сделать. Мы создали забайкальский кинофестиваль, который пять лет просуществовал. А в этом году он был провален, просто уничтожен. Это в связи с тем, что губернатора поменяли. Ну, такой варяг пришел, Ильковский - неплохой, интеллигентный человек, но он все равно чужеродный: никакого финансирования, ничего. В общем, это такая больная моя тема.
Простите, что я сел на своего конька.
- Нет-нет, это очень важно. Потому что мы как раз говорим о том, что происходит за пределами Москвы.
- Мы 24 года дружны были с Михаилом Сергеевичем Евдокимовым. Это уникальная, отдельная история. И вот в чем уникальность этого парня: он только начал зарабатывать в Москве деньги и - что сделал? - заасфальтировал свою деревню!
- Ничего себе.
- Асфальтировал сам, на свои деньги: собрал ребят неравнодушных и асфальтировал. Потом через год он построил стадион, потрясающий стадион. Катунь и Бия сливаются, начинается великая река Обь, в Верх-Обском - вот там эта деревня, где он рос с детских лет. И он организовал фестиваль. И сегодня уже 11-й год без моего близкого друга мы проводим фестиваль спорта и культуры, единственный фестиваль за Уралом. Мало кто об этом знает, к сожалению. И вот этому фестивалю было 25 лет.
- Четверть века.
- В этом году было 23 тысячи народу и 48 команд - футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика. Вот о чем надо говорить, вот где заложена основа.
- На самом деле, ведь все, что дальше от Москвы, существует на энтузиазме конкретных людей.
- Вы абсолютно правы.
- Поскольку Забайкальский край - ваша малая родина, я думаю, вам будет интересно, что в стране создадут Агентство развития Сибири. Об этом сообщил полпред президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло. Он отметил, что новое агентство должно объединить экспертное и научное сообщество, проектные бюро регионов Сибири и инвестиционные проекты. Предполагается, что оно обобщит стратегии развития регионов, начиная с программ муниципальных образований, и определит направления развития для каждой территории. Ну а курировать работу агентства будет заместитель Меняйло - Вадим Головко.
- В этом все дело. У нас уже тогда заложена была идея начинать все с культуры: не с экономических дел, а с культуры начинать. Потом уже все остальное.
Во-первых, история там уникальная. Ведь там - последний оплот Белой гвардии, потом уже оттуда пошли в Харбин, пошли в Китай... Там и декабристы были, там история декабристов уникальная. Там второй Тибет - мало кто знает, что это второй Тибет по названию Алханай. Там духовное начало мощнейшее совершенно. Там 144 ручья оздоравливают тебя на всю жизнь, на много лет оздоравливают.
Я могу часами рассказывать.
Многие актеры не знали, что есть такой город Чита. И когда они попали туда - они поняли, что там настолько тепло, что до сих пор подходят и спрашивают: "Когда этот фестиваль?". На будущий год теперь.
Мы в два раза увеличим какие-то вещи - эмоционально, географически. И мало того, это евразийский вариант, где Китай, Япония, Корея, Европа. Вот где центр должен быть.
- Почему такой странный парадокс, что интересные вещи, на самом деле важные для русского человека, которому нужно всегда чем-то гордиться, всегда нужно на что-то опираться, говорить: "Я могу, мы это можем, мы не просто пьющие и ворующие", - почему эти вещи не доходят до широкой аудитории? Мы словно живем другим, подножным кормом.
- Две фразы только скажу. В свое время Миша Евдокимов сказал: "Если бы в каждой деревне было по маленькому Евдокимову, что было бы с Алтайским краем!" А Иван Ильин, наш великий философ, гениально сказал: "Никогда не жалуйся на время, в котором ты живешь, ибо ты рожден, чтобы это время сделать немного лучше". Вот и все. Принцип очень простой: можешь - делай, не можешь - не делай, хотя бы не мешай.
- Еще одна интересная новость, которую с вами хотелось бы осудить. Россиянам хотят раздать доходы от добычи нефти и газа. На рассмотрение Государственной Думы внесен законопроект, в рамках которого прописан порядок выплат гражданам России части доходов от нефтедобывающей промышленности. В документе говорится, что примерная сумма выплат каждому гражданину страны составит около 13 тысяч рублей. Для того чтобы оформить получение надбавки, необходимо иметь стаж не менее двух лет на официальном рабочем месте.
И также отмечается, что каждый год процент от производства нефти будет увеличиваться. Парламентарии надеются, что данный проект закона не только позволит стимулировать людей, не ищущих работу, но и даст возможность постепенно избавиться от доходов "в конвертах".
Александр Яковлевич, смотрите, предложение не новое. Два года назад депутаты уже говорили об этом, но тогда россиянам обещали 1 тысячу долларов в год от продажи нефти. Теперь уже 13 тысяч, но рублей. То есть сумма падает. И смотрите, для сравнения, жители Аляски получают 1 тысячу долларов в месяц только за то, что на территории штата добывают золото. А новорожденному в Объединенных Арабских Эмиратах детство обеспечено суммой в 150 тысяч долларов - отчисления от продажи нефти. Как вы думаете, на самом деле эта инициатива простимулирует людей к поиску работы? Или все скажут, что это просто популистские методы очередные? И ничего не изменится?
- Вы знаете, я буквально за 10 дней в трех местах побывал. Во-первых, побывал в Армении. Для меня открылись поющие фонтаны. И я стоял два часа очарованный, смотрел на эту красоту, где классика, где Шостакович, Равель, Болеро Равеля, национальные какие-то вещи, и все это плавает, все это танцует. И столько образов рождается. И я стоял, у меня спазм...
Вот вам инициатива нескольких людей: они взяли - и создали. И вокруг огромного бассейна эта красота идет: и музыкально, и эстетика, и духовность.
Потом я перелетаю в Архангельск. Я попал в уникальное место - на месторождение алмазов. Два года назад было открыто это месторождение. И один из уникальных наших бизнесменов, у которого падение нефти и прочее, вложил огромные миллиарды и создал уникальное предприятие. Я держал эти алмазы вот так, боялся уронить куда-то.
- Опять один человек?
- Один человек. Это все очень важно: один человек способен вот так сгруппироваться и сделать.
Также я отношу к этой категории человека, который сегодня правит нашим государством. Я знаю, что этот человек способен много сделать. Пришел на престол Руси человек с Богом в душе. Первый, который положил чистый крест. В отличие от Жириновского, который положил католический крест. Ельцин дрожащими руками крестился, свечка дрожала. А этот положил чистый крест.
У меня был духовник, отец Василий Ермаков, он был связан с ВВП, с Путиным нашим Владимиром Владимировичем. И когда я писал книгу (не буду называть, чтоб не рекламировать), я написал: "С приходом этого человека в России наступит раскрепощение духовное". И оно произошло: 170 монастырей, тысячи церквей, Крым, и до сих пор у меня гордость, когда он выходит на мировую арену.
- Александр Яковлевич, вы баллотируетесь в депутаты Госдумы от партии "РОДИНА". Для чего вам это нужно?
- Для того, чтобы чуть-чуть передвинуть, на какую-то другую ступень... сказать тому же губернатору Карлину, что не надо ставить палки в колеса: оставьте в покое Михаила Сергеевича Евдокимова и память его. Просто в открытую сказать. Сказать еще кое-кому. Иметь, может быть, какое-то право.
Какое-то право у меня уже есть - народный артист. Не потому что я люблю это звание...
- Потому что мы вас любим, Александр Яковлевич...
- Нет, не в этом дело. Вот, можно сказать, Жан Габен - народный артист Франции.
А мое звание лишний раз позволит, чтобы мне чиновник не плюнул в лицо, вот и все. Народный артист - это значит, он уже как-то осторожно будет с тобой себя вести. А если ты еще будешь депутат - значит, очень много решить проблем можно. И с этим фестивалем в том числе.
Я в жизни не забуду, как образ для меня: недавно включаю телевизор - и вижу, как эмигрантка, графиня во Франции получает паспорт российский. Когда она его открыла, я видел вздрагивающие руки, я увидел лицо - необыкновенное, одухотворенное, красивое лицо. И она имеет больше права, чем все эти пришлые сюда, имеющие двойное гражданство, и уезжающие отсюда. Говорит: "Я сегодня стала сегодняшней гражданкой России, я вернула себе родину!" Вот и все. Ради них иду.
- Какие инициативы еще хотите воплотить?
- Я сам деревенский. Я вырос в деревне, 14 лет там прожил, потом - Владивосток, Саратов, Москва. Очень благодарен этим городам. Владивостоку - за то, что был воспитан и прошел моря, ходил в моря. Саратову, где мы 10 лет с Олегом Ивановичем Янковским работали на одних ролях: 10 лет работали в паре с этим уникальным человеком, уникальным артистом. Потом Москва, благодаря Владимиру Алексеевичу Андрееву, который пригласил меня. Малый театр.
Все это было. А я все равно душой лечу в деревню. Я между двух миров, в подвешенном состоянии. Но я приезжаю к себе в эту землянку, где я родился: 2,5 на 3,5 метра, ей 90 лет, этой келье. Но я там дышу! Мне там хорошо. Эти буряты, которые любят меня, и я их люблю. Это фантастический совершенно народ, уникальный.
Я очень боюсь за свой край. Я хочу что-то сделать для своего края, я говорю искренне совершенно.
- Вы чувствуете в себе силы на борьбу? Потому что будут же втыкать палки в колеса, как обычно.
- А я решил дожить до 88 без маразма, а там - как Бог даст.
- Хороший план.
- Так что у меня впереди еще есть годики, хотя мне уже 72-й год. Возраст приличный, но силы есть. И неслучайно я говорю про студентов. Я стал жить по принципу Серафима Саровского. Он говорит: "Создай вокруг себя, спасешься ты и ближние твои". Вот и у меня так: ребята вокруг меня, хорошие ребятишки.
- Александр Яковлевич, спасибо большое, замечательную точку поставили в нашем разговоре. Вам долгих лет, и естественно, адекватных, нормальных и добрых первокурсников, чтобы вы с ними хорошо справлялись. Естественно, удачи на выборах. Я напомню, что с нами был актер и кинорежиссер Александр Михайлов.