Британский журнал The Economist на днях опубликовал список из десяти главных рисков для мировой экономики в 2019 году. Аналитики издания в основном оперируют понятием "угроза снижения роста". Это примерно то же, что говорить о профилактике или лечении болезни, когда пациент уже мертв, уверен экономист, председатель Совета партии "РОДИНА" по экономике и бизнесу Михаил Хазин.
В комментарии к рейтингу угроз The Economist он отметил, что главную опасность эксперты тактично предпочли обойти стороной. "Вот объясните мне, можно ли считать реальным ростом явление, при котором темпы совокупного долга растут гораздо быстрее этого самого роста?", - задался вопросом Хазин.
С точки зрения здравого смысла такое положение дел ростом считать невозможно. Любой более-менее грамотный бухгалтер без труда в состоянии записать полученный кредит в прирост основных средств компании. Но по факту такой прирост не имеет никакого значения. Куда важнее - баланс активов и долгов.
Но в случае с оценкой мирового ВВП это обстоятельство почему-то не учитывается. Между тем, если смотреть на ситуацию в таком разрезе, то получится, что как минимум с 2008 года "реального роста нет точно". Хотя, наверняка роста нет с 80-х годов прошлого века, добавил Михаил Хазин.
Он допустил, что здесь уместно замечание о росте активов мировой экономики, который нивелирует негативный эффект роста долговых обязательств. Но для поддержания роста активов "нужен ресурс и если он заканчивается, то получается картина, как в России после 1991 года". Пока спрос стимулируется (за счет эмиссии) - жить можно. Но что делать дальше? Когда данный ресурс будет исчерпан, мир получит сотни заброшенных заводов, городов, институтов.
"Я бы назвал главным риском мировой экономики в 2019 году то, что закончился ресурс поддержания ликвидности современной долларовой системы с учетом необходимости стимулировать спрос. Вот это реальная проблема", - заключил Хазин.
Напомним, в статье The Economist отмечается, что в 2019 и 2020 годах темпы роста мировой экономики будут замедляться до 2,8% и 2,6% соответственно.
Не исключено, что замедление будет более существенным при влиянии негативных факторов, таких, как эскалация торговой войны США и Китая, рецессия в США, кризис в развивающихся странах, скачки цен на нефть, гипотетическое начало боевых действий на Корейском полуострове, в Южно-Китайском море, банковский кризис в Италии и Brexit без сделки.