Я неоднократно писал о том, что работа Ленина "Партийная организация и партийная литература" на современном этапе является чрезвычайно актуальной и что "независимой" прессы на сегодня просто не существует. Это вызывает откровенное раздражение у тех СМИ, которые отчаянно пытаются изобразить, что они как раз таковыми "независимыми" являются, но с каждым днем находится все больше и больше фактов, которые этот тезис разрушают. "Свобода буржуазного писателя есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания", — писал Ленин. Однако сейчас так называемая объективистская журналистика не затрудняет себя даже имитацией профессиональной деятельности.
После заявления госсекретаря США Майкла Помпео о том, что "Роснефть" по-прежнему закупает нефть у Венесуэлы и "продолжает протягивать режиму руку помощи", агентство "Рейтер", чрезвычайно авторитетное и известное, опубликовало "расследование": "Венесуэла обходит санкции США, проводя деньги от продажи нефти через Россию" (статья опубликована 19 апреля 2019 года). В статье "Роснефть" не в первый уже раз представлена как "инструмент Кремля", помогающий санкционному режиму.
Слово "расследование" поставлено в кавычки потому, что источники этой информации не раскрывались и есть все основания считать, что она просто не соответствует действительности. "Роснефть" выступила с заявлением, в котором назвала публикацию "Рейтер" откровенной ложью, цель которой провокация против "Роснефти". "Рейтер", — заявили в компании, — прекратил деятельность как информационное агентство и средство массовой информации. Эта структура систематически занимается созданием и распространением целенаправленной дезинформации, легализацией слухов в интересах заказчиков, выдумывает информационные поводы с целью нанесения ущерба российской экономике, российским компаниям и российскому государству. По сути, эти действия являются информационными диверсиями. Считаем необходимым обратиться в правоохранительные органы с целью пресечения противоправной деятельности псевдоагентства на территории Российской Федерации".
Это заявление выглядит достаточно жестко (особенно с учетом сложившейся за десятилетия репутации "Рейтер"), однако через несколько дней "Рейтер" опубликовал скорректированную новость. Агентству не удалось найти подтверждений информации о том, что платежи проходили по схеме, заявленной в первоначальной версии материала. Журналисты не смогли установить факт получения республикой денег от продажи нефти через "Роснефть" в обход санкций США и уточнили, что эксперты не видят нарушения санкций. "Это беспрецедентное признание того, что мы были правы в своих оценках. Во всяком случае, в отношении этой публикации", — заявил пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев.
Фактически, речь идет о том, что "Рейтер" не на должном уровне, соответствующем репутации агентства, занимается проверкой фактов. Более того, я заметил, что публикации агентства и решения администрации США о новых санкциях абсолютно синхронизированы. Например, "Рейтер", как всегда основываясь на мнении неназванных источников, пишет заметку "Газовые турбины Siemens оказались в Крыму, несмотря на санкции", и Соединенные Штаты вскоре вводят санкции против "Силовых машин". После введения санкций против компаний Олега Дерипаски, "Рейтер" тут же публикует материал, в котором рассказывалось о том, как эти компании санкции обходят.
Тактика политизации деятельности российских компаний также применялась "Рейтер" с самого начала венесуэльской эпопеи. Агентство безуспешно пыталось доказать, что правительство Мадуро использует Газпромбанк для обхода американских санкций. На фоне эскалации санкционного давления со стороны США агентство опубликовало серию статей, целью которых было подчеркнуть тесную связь России с Каракасом и умышленное игнорирование вводимых ограничений.
Фактически, в вопросах, связанных с Россией, "Рейтер" работает в одностороннем режиме. Агентство уже практически не выпускает нейтральных новостей по российской тематике. Его цель — нанести максимальный ущерб российскому государству и подставить российский бизнес под новые санкции. Это прежде всего связано с геополитическим противостоянием и конкурентной борьбой на глобальных рынках.
В итоге получается, что журналисты занимаются созданием и распространением дезинформации, легализуя слухи и вымышленные информационные поводы. Все вышесказанное говорит о том, что предложение "Роснефти" о прекращении действий "Рейтер" является достаточно обоснованным. Я не думаю, что в этот раз такое решение будет принято. Но то, что этот вопрос, что называется, встал на повестку дня, сомнений не вызывает.
Что же касается последней статьи по Венесуэле, создается ощущение, что журналистам посоветовали временно пойти на попятный: в момент обострения санкционного противостояния с Ираном США, видимо, не хочется наживать себе лишнюю головную боль. Однако в будущем, когда на политическом уровне будет решено разыграть венесуэльскую карту против российских компаний, агентство "Рейтер" спокойно может вернуться к этой теме и вновь вспомнить об источниках, от которых оно сейчас отрекается.
Экономист, председатель Совета партии "РОДИНА" по экономике и бизнесу Михаил Хазин – для "Известий"