Экономист Михаил Хазин видит в отставке министра образования большой, почти тектонический сдвиг в политической системе. При этом он склонен придавать образованию как таковому чрезвычайно высокое значение, что вполне естественно и логично:
Отставка Дмитрия Ливанова занимает очень много места в СМИ, и это понятно: с кошмаром, в который наши либералы превратили систему образования, не может сравниться ничто, разве только убитое российское здравоохранение. При этом сам Ливанов имеет мало отношения к тому, что сейчас творится в школах и вузах России. Формально реформу образования по заказу правительства писала Высшая школа экономики, но реальными ее авторами были американские консалтинговые компании, которые преследовали задачу по ликвидации России как одной из самых образованных стран в мире. И они с этой задачей блестяще справились: уровень мракобесия и безграмотности молодежи зашкаливает. Впрочем, небольшой процент образованных молодых людей все же остался — окончательно тягу к знаниям отбить у человека невозможно.
Одной из задач реформы образования было создание такой ситуации, в которой учитель не мог бы воспитывать патриотов. Ведь все прекрасно помнят фразу Бисмарка, которую он произнес в 1870 году, когда Пруссия выиграла войну с Францией: "Эту войну выиграл школьный учитель". Я думаю, после отставки Дмитрия Ливанова и назначения на пост министра образования Ольги Васильевой ситуация немного изменится. Все же это назначение носит символический характер: очевидно, что это реверанс в сторону патриотического крыла. Несмотря на то, что патриотического воспитания в школе не стало, фактически оно осталось: молодой человек в России продолжает быть патриотом. Для борьбы с этим американские консультанты используют ювенальную юстицию, смысл которой состоит в том, чтобы помешать родителям воспитывать своих детей. Дети, по их мнению, должны расти бездумными потребителями, а не патриотами своей страны.
Стоит отметить, что реформу образования активно поддерживала либеральная элита, возникшая в России после 1991 года. Поддерживала по очень простой причине: в их понимании эта реформа не давала возможности появляться молодым талантливым людям, которые могли бы конкурировать с этой самой элитой. Иными словами, эта реформа закрывала социальные лифты для молодых людей. Разумеется, это не касалось детей высших чиновников, которые учились на Западе. Однако расчеты наших либералов оказались неверными. Дело в том, что люди с хорошим образованием обыкновенно ценят стабильность, при которой они могут реализовывать свои таланты. Человек же без образования более радикален и, как следствие, опасен для власти. И мы видим, что агрессия в обществе все более и более нарастает.
Думаю, к осени противостояние между либералами и патриотами усилится, и нас ждет новая волна отставок и назначений. И я уверен, что Путин сделает ставку на представителей патриотического крыла, которые постепенно и займут все ключевые посты в правительстве.