Банк России разработал специальную карту точек банковского обслуживания, где все желающие могут сдать свои биометрические данные. Они нужны для удаленной идентификации клиентов-физлиц, с помощью которой можно получить дистанционно основные услуги в любом банке.
Михаил Хазин, экономист, председатель Совета партии "РОДИНА" по экономике и бизнесу в интервью "Российской газете" прокомментировал инициативу Банка России:
- Лично я довольно настороженно отношусь к этой единой биометрической системе. Все, что где-то у кого-то хранится в электронном виде, может быть похищено злоумышленниками и использовано в любых незаконных целях. Да, нам обещают, что база данных будет хорошо защищена. Но мошенники разные бывают. В том числе и довольно грамотные, технически подкованные и способные взломать любую защиту. Это один момент.
Другой момент, который меня смущает, это надежность данной системы. Насколько стабильно и корректно она будет работать. Вот заболею я, к примеру, ларингитом, и система не сможет меня распознать. Скажет: "Нет, это не вы. У вас голос другой". Поскольку она еще совсем новая, то на первых порах неизбежны неполадки и ошибки в ее работе. Что тоже, кстати, может быть использовано разного рода злоумышленниками. Ну и в дальнейшем, что помешает кому-то записать мой голос на диктофон, идентифицироваться с его помощью в качестве клиента какого-нибудь банка и оформить на меня огромный кредит? У нас микрофинансовые организации по одной лишь копии паспорта деньги выдают. Даже не по оригиналу, а по копии. Что на руку мошенникам, берущим займы на других людей, которые до поры до времени ничего об этом не подозревают. Узнают лишь тогда, когда им начинают приходить письма с требованием исполнить долговые обязательства. Но доказать свою непричастность к этим кредитам потом оказывается нелегко. А копию паспорта заполучить, между прочим, несколько сложнее, чем образец голоса. В общем, пока я не готов воспользоваться данной услугой. А дальше видно будет.
Банкам-то понятно, что это выгодно. Они смогут сократить количество своих отделений и штат сотрудников. Соответственно, уменьшить расходы. Ну и привлечь новых клиентов. Из числа так называемых маломобильных групп населения и тех, кто живет в отдалении от крупных городов, и, следовательно, банковских отделений. Закредитованных граждан у нас теперь может стать больше. Хотя их и так чуть ли не полстраны. С 2009 года у нас вдвое выросло число людей, имеющих непогашенные кредиты. Но это объяснимо. Материальное положение россиян ухудшилось. В то время как ставки по кредитам немного снизились. С одной стороны, я считаю, что нормальный человек в нашей стране кредитов брать не должен. Но с другой - понимаю ту же женщину, в одиночку воспитывающую троих детей, когда к 1 сентября ей нужно собрать их в школу. Всех. Откуда ей столько денег взять? Приходится брать в долг у банка. Бывают вынужденные кредиты. А бывают и такие, без которых вполне можно обойтись. На новую модель смартфона или иную дорогостоящую технику. Это уже блажь. Надо стараться жить по средствам. И с малых лет учить этому своих детей, чтобы в будущем у них возникало как можно меньше финансовых проблем.