Российский экономист, председатель Совета партии "РОДИНА" по экономике и бизнесу Михаил Хазин на своем сайте объяснил с экономической точки зрения, почему внутренняя элита множества стран конфликтует друг с другом в глобальной политической игре.
Хазин рассказал, что всем мире идут политические игры, однако наибольший накал наблюдается внутри каждой серьезной страны, претендующей на участие в разработке правил игры хотя бы на территориальном уровне. В Британии внутренние противоречия выражены спора по Брекситу. В Америке противостоят друг другу консерваторы и либералы. В России – патриотический и либеральный лагерь. По мнению эксперта, внутренние разногласия объясняются просто: меняется экономическая парадигма, трансформация происходит даже на уровне смены модели внутри общей капиталистической схемы. Есть вероятность, кто капитализм и вовсе уйдет.
Экономист объяснил, что в 19 веке источником получения прибыли были технологию. Кто производит технологические схемы и приемы, тот и имеет доход с устойчивым развитием. В итоге в мире к управлению встали промышленные элиты. В 20 веке приоритет устойчивости перешел к финансистам. Важной стала не столько технология, сколько денежная возможность по развертыванию массового производства и стимулирование потребления для скупки полученной продукции.
В период рейганомики в США все регулировалось стимулированием спроса. Технологии не играли роли, так как при достаточном количестве ресурсов ее можно было просто купить, особенно если люди были готовы брать кредиты для приобретения. Разумеется, это еще более подняло роль финансового сектора, что хорошо видно по показателям перераспределения прибыли в США: доля этого сектора поднялась с 5% в 1939 году до 70% к 2008 году. Затем несколько упала, до 40%, но сейчас снова поднимается.
Изменившаяся экономическая парадигма дала финансистам возможность контролировать всю социально-политическую жизнь страны: от разработки учебных программ до постов в госорганах. При этом промышленники утратили возможности по контролированию государственного аппарата. Хазин подчеркнул, что модель финансистов предполагает эмиссию и в целом не представляет опасности, если каждый напечатанный доллара веете к росту объема экономики. Однако темпы роста всегда падали, а сейчас и вовсе стремятся к 0. В итоге печатный станок обеспечивает доходность лишь бюджета финансистов, но никак не государства. с точки зрения экономических законов это означает, что идет перераспределение активов в пользу финансистов на падающей экономике, отметил Хазин. Такое никому не нравится. Поэтому промышленники умудрились выиграть сражение в глобальном противостоянии и протолкнуть на пост президента своего человека – Дональда Трампа.
Теперь финансистам нужно срочно искать выход из ситуации, а его попросту нет. Обрушение западной финансово-либеральной модели предрешено. Сегодня Трамп делает все возможное, чтобы взять под свое управление госаппарат и вернуть промышленникам рычаги воздействия на экономику. В завершение Хазин подчеркнул, что главным посылом его текста является простая мысль: за практически любыми политическими дрязгами стоит проблема обеспечения устойчивого экономического роста и поддержания доходов своей группировки. И по этой причине склоки не могут прекратиться или даже уменьшиться. Единство Запада и отдельных стран, составляющих его ядро будет разрушаться все сильнее и сильнее, а "грызня" финансистов Запада приведет к мировому краху.