Лидер движения "Тигры РОДИНЫ" (молодежное крыло партии "РОДИНА") Владимир Лактюшин рассказал интернет-изданию Eurasia Daily о проблемах президентства и национал-сепаратизма в Татарстане.
"Я ранее неоднократно подробно разбирал вопрос о том, как федеральный Центр постепенно, но последовательно ликвидирует метастазы сепаратизма в Поволжье, де-факто и де-юре легализованные в 1990-е годы. Финальным шагом после отказа в пролонгации договора о разграничении полномочий и признания прокуратурой Татарстана незаконным обязательного преподавания татарского языка в школах, действительно является отмена должности президента в республике, что уже давно ранее произошло во всех прочих национальных субъектах Федерации.
Принятие решения о дате мягкого, решительного ("стальная рука в лайковой перчатке") нажима Центра, на мой взгляд, действительно может произойти вскоре после 18 марта (когда глава страны подтвердит свою высочайшую поддержку в народе, получив тем самым актуализацию легитимности своих последующих действий, в том числе во внутренней политике, где будет самое интересное). Тут есть два важных аспекта.
Во-первых, не попытаются ли элиты Татарстана превратить голосование 18 марта в торг на предмет "высокая явка и максимум голосов за нужного кандидата в обмен на максимум полномочий в своей республике", что отлично им удавалось начиная с 1996 года. Летом 2017 года, как раз во время кампании по поводу пролонгации договора и заявлений Президента Владимира Путина о недопустимости насильного преподавания национальных языков, в топовых татарстанских СМИ активно продвигали высказывания разного рода "экспертов" о том, что подобные действия Москвы могут вызвать недовольство и привести к заметным ухудшениям результата Путина в республике на выборах 18 марта 2018 года. Некоторые из этих "экспертов" затем стали доверенными лицами Павла Грудинина или просто публично выступают в его поддержку, при этом внеся в его кампанию рассуждения о необходимости борьбы с имперскими тенденциями Москвы и требования "истинного федерализма", который в том числе подразумевает у них навязывание русским в Татарстане татарского языка.
Основы для сотрудничества коммунистов и национал-сепаратистов в Татарстане есть, и давние. В 2015 году достоянием гласности стала информация о том, что посты глав районных отделений КПРФ в Татарстане занимают молодые националисты, продвигающие далее "проверенные кадры" из этой среды. Дошло до того, что Геннадий Зюганов лично вручил в Казани партбилет Айрату Шакирову (он же "шейх Умар", он же "Умар-хазрат Батырша"), ранее получавшему предупреждения об экстремистской деятельности из-за создания в республике ваххабитской организации, а затем ставшего штатным идеологом национал-сепаратистского и русофобского движения "Азатлык". Того самого, которое объявило 2013-й "годом Чингисхана" и проводило пикеты под лозунгом "Русские! Чемодан, вокзал, Рязань". Уличные акции "Азатлыка" посещал и глава татарстанского отделения КПРФ Миргалимов.
Но надо понимать, что Центр на шантаж "Не пойдете навстречу - можем записать 18 марта 20-30% голосов Грудинину" не пойдет. Кажется, это понимают и в казанском Кремле, свидетельством чему недавнее заявление Минниханова о необходимости забыть все обиды, идя на выборы 18 марта.
Но надо понимать, что Минниханов сам уходит в 2020 году, его позиции подорваны банкротством крупнейших банков в регионе (что уничтожило попытки демонстрации "единства власти и народа" республики перед Центром и дезавуировало все доводы о том, что нельзя даже пытаться менять ее "уникальную модель успешного развития") и провалом его заявлений о готовности привлечь в Россию триллионы долларов из арабских стран (опять-таки под обеспечение "особого статуса исламской республики в составе России"). Те же представители республиканских элит, которые намерены бороться за его пост в 2020 году, могут попытаться конвертировать свое участие или неучастие в кампании 2018 года в "зачет" их заслуг через два года, в том числе с сохранением поста президента. Не случайно, что сейчас лоббисты Грудинина достаточно откровенно говорят о возможности его поддержки "национальным капиталом угнетаемой Центром республики".
Но надо также понимать, что в случае попытки подобного давления ответ Центра будет быстрым и эффективным, в том числе по линии отмены поста президента Татарстана.
Во-вторых, даже отсутствие такого торга со стороны Казани не подразумевает того, что "хорошее поведение" местных элит как-то освободит республику (хотя бы на время) от отмены поста президента. Высокий процент Путина в Татарстане как раз и будет дополнительным инструментом легитимизации такого решения Центра.
Выбор времени для такого решения в любом случае останется только прерогативой федерального Центра и национального лидера страны, опирающегося сейчас на поддержку большинства населения страны, и в том числе жителей Татарстана, где, несмотря на действия сепаратистов и исламистов, русские, татары и другие народы настроены в основном на добрососедские отношения без ущемления прав друг друга. На мой взгляд, было бы крайне важно подтвердить 18 марта как поддержку Центром славянского населения этой и других национальных республик, так и показать наличие государственнически ориентированных сил внутри их титульных наций".