Избранный президент США Дональд Трамп заявил о возможном снятии санкций с России в том случае, если она "значительно" сократит свои ядерные арсеналы. По мнению политика, Россия "тяжело страдает" из-за ограничительных мер со стороны США и вопрос о ядерном разоружении должен стать частью вопроса о снятии санкций с РФ.
Sobesednik.ru попытался выяснить, пойдет ли Кремль на такие уступки администрации Трампа и что Россия со своей стороны может потребовать в обмен на сокращение своих ядерных запасов. На эти вопросы изданию ответил военный эксперт, председатель Совета партии "РОДИНА" по национальной обороне Игорь Коротченко.
— Во-первых, сокращение ядерных вооружений должно рассматриваться самостоятельно вне каких-либо обещаний США снять санкции, — уверен эксперт. — Мы не можем разменивать свою безопасность на обещания частичного снятия санкций. Что касается процесса разоружения, то есть три обязательных условия, при которых Москва должна соглашаться на переговоры с США в данной сфере. Первое условие — это полный вывод американского тактического ядерного оружия с территории Европы обратно в США. Второе условие: при ведении переговоров ядерные потенциалы США, Великобритании и Франции должны суммироваться, чтобы они также участвовали в процессе разоружения, поскольку они являются ближайшими союзниками Вашингтона и осуществляют совместное ядерное планирование на военный период. И третье условие — подписание юридически обязывающих документов, которые ограничивали бы развертывание американской глобальной противоракетной обороны в наземном и морском сегментах, а также юридическое обязательство США не развертывать систему ПРО в космосе. Если на эти три условия администрация Трампа идет, то, очевидно, нам имеет смысл вести с ними какие-либо переговоры в данной сфере. Если нет, то каждый остается при своих интересах.
— Трудно поверить, что Америка согласится на эти условия. Какова вероятность достижения компромисса в вопросах ядерного вооружения?
— Встреча в верхах, которая обязательно произойдет, должна готовиться. Москва должна поставить два четких сигнала: первый сигнал — мы не размениваем наш ядерный арсенал на обещание снять санкции либо реальное снятие санкций, это не связанные вещи; переговоры о ядерном разоружении должны вестись отдельно. Пойдет Трамп на это или не пойдет, судить пока тяжело. Мне кажется, что все-таки в большей степени возможна реализация пока соглашений по Сирии. Здесь, мне кажется, более предпочтительные шансы. Ядерное разоружение — это вещь очень сложная, она связана с ключевыми нерешенными пока проблемами в отношениях между Россией и США.
— Трамп неоднократно подчеркивал, что Россия уделяет больше внимания ядерному вооружению, чем США. По его мнению, американское ядерное оружие старое и изношенное, а у России самое современное. Это действительно так?
— Это все глупости. Америка обладает такой же ядерной триадой, как и Россия. Просто у нас почему сегодня больше внимания [разработке ядерного оружия] уделяется? Мы меняем поколение ядерного оружия, которое было создано еще во времена Советского Союза. То есть мы объективно находимся в ситуации, когда нам надо производить смену наших группировок. Срок эксплуатации советских ракет уже подходит к концу, их надо списывать. Взамен разрабатываются и принимаются комплексы "Ярс", новая тяжелая баллистическая ракета, боевой железнодорожный ракетный комплекс. То же самое происходит по морской компоненте ядерных сил: у нас новые лодки "Борей" плюс баллистическая ракета "Булава". Мы заменяем старые, еще советской постройки ядерные подводные лодки.
— Как обстоят дела у США?
— У американцев ситуация выглядит несколько иной: у них группировка поддерживается в том состоянии, в котором она находится, и у них сейчас нет оперативной необходимости ее заменять, потому что она боеготова, боеспособна. Поэтому заявления о том, что у них что-то там старое, ржавое — это все глупости. Американцы поддерживают свой ядерный стратегический потенциал в готовности к немедленному применению, этому вопросу уделяется приоритетное внимание. Поэтому у них с ядерными силами все хорошо, — заключил Коротченко.