2 февраля спикер украинского парламента Владимир Гройсман закрыл 3-ю сессию Верховной Рады и через несколько часов открыл 4-ю. На 3-й сессии одним из главных вопросов в повестке дня было принятие (либо непринятие) поправок к Конституции в части децентрализации власти. Это подразумевают положения об особом статусе Донбасса, прописанные в Минске-2. Изменения в Конституцию должны были быть внесены ещё до 1 января 2016 года, но процесс тормозился режимом Порошенко. Давление Запада на официальный Киев по поводу необходимости выполнения договоренностей в этой части результата не дало, сессия закрылась, оставив этот вопрос без ответа.
На открывшейся 4-й сессии планируется вернуться к вопросу поправок. Для того, чтобы их принять, депутатам необходимо будет консолидировать усилия и найти минимум 300 голосов, что в нынешней ситуации, по мнению руководителя Рабочей группы партии "РОДИНА", члена Президиума и руководителя Исполкома Евгения Ивлева, абсолютно невозможно:
- То, что происходит в Раде, доказывает полную недееспособность нынешней парламентской коалиции и украинской власти в целом. Разыгрывается немыслимый спектакль: изменения в Конституцию ждут к 1 января, в Киев для сеанса психотерапии к депутатам вылетает вице-президент США, который приводит в пример демократические процессы в своей по определению демократической стране, которая к тому же является федеративным государством. В своих увещеваниях даже войну Севера и Юга вспоминает, после которой в стране наступила тишь и гладь. Однако депутаты перепугались ещё больше: никому не хочется брать ответственность за вхождение ДНР и ЛНР в правовое поле Украины, перспектива того, что миллионы непокоренных донбассцев станут частью электората, который будет участвовать в парламентских и президентских выборах внушает ужас, который посильнее боязни сердитых западных хозяев. Начинаются поиски лазеек, одни только споры о значении выражения "следующая сессия" чего стоят. Общепринятое значение слова "следующая" (та, что следует сразу за..) украинскими законотворцами отвергнуто, они предлагают современное новоукраинское значение – "следующая - это любая, которая будет потом".
Не помогает и визит Порошенко к Меркель накануне парламентского заседания. Предположительно, внушение там было сделано серьёзное, если Порошенко забыл даже руку на прощанье канцлеру Германии пожать, что положено по протоколу. О подробностях разговора можно догадаться по сообщению ФРГ о том, что она планирует оказывать матпомощь Украине и в 2016 году, а между строк читается "если будут приняты изменения в Конституцию". Понятно, что без денег Украине не выжить, МВФ тоже денег не дает.
Каким образом, заседающая в Раде хунта будет решать неразрешимые для себя вопросы - неизвестно. К тому же эта сессия может стать серьёзным этапом противостояния президентской и премьерской команд и совершенно не обязательно, что Яценюк будет отправлен в отставку. Таким образом, надежда на то, что поправки будут приняты в ближайшее время, слишком слаба. Тем более, что накануне закрытия 3-й сессии глава делегации ДНР в Контактной группе Денис Пушилин и уполномоченный представитель ЛНР в Контактной группе Владислав Дейнего сделали совместное заявление, в котором прямо сказали о том, что Минские соглашения Киевом не будут выполнены и в этот раз (что и произошло), а, если бы депутаты и умудрились принять поправки, подготовленные хунтой в одностороннем порядке, без согласования с Донбассом, то это всё равно нельзя было бы считать выполнением Комплекса мер, утвержденного в Минске.
Как я сказал, в Верховной Раде Украины разыгрывается чудовищный спектакль, разноплановый в своей жанровости: это и драма, и комедия, но, главное, что всё это - серьёзная трагедия украинского народа, который буквально гробит циничная, завравшаяся властная верхушка.