Сербия может войти в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и даже ОДКБ. По словам лидера Сербской радикальной партии Воислава Шешеля, до 2024 года "готовится объединение России, Белоруссии, Казахстана и, вероятно, Украины, если она вернется в объятия матери-России, в некую конфедерацию", частью которой и может стать Сербия.
В конфедерации, утверждает Шешель, вопросы внешней политики, обороны, а также монетарной политики будут решаться сообща.
Как отметил в интервью "Свободной прессе" член Бюро Президиума партии "РОДИНА", директор Института свободы Федор Бирюков, России следует активнее вести себя на Балканах.
— Если бы была сформирована экономическая ось Москва-Сербия-Белоруссия-Казахстан — это была бы уже иная геополитическая реальность. И Сербии это было бы выгодно, и Россия получила бы преференции за присутствие на Балканах. Там вообще должно быть больше России, нежели Западной Европы и НАТО. Присутствие НАТО кроме как оккупацией назвать никак нельзя. Поэтому Шешель теоретически прав. Он рассуждает с точки зрения активного канонического патриота своей страны.
Но реальная геополитическая картина не соответствует такому взгляду. Сейчас это просто невозможно. Никто Сербию не отпустит. Ни евробюрократы, ни собственные элиты, находящиеся там у власти. Курс официального Белграда абсолютно евроцентричен и настроен на активное сотрудничество с Брюсселем. Хотя параллельно развиваются и отношения с Россией. Именно за это Вучич и получает сейчас потенциальную оранжевую революцию, прессинг от международных контролеров.
- А нам, России и ЕАЭС, от прихода Сербии было бы хорошо?
— Реальность ЕАЭС такова, что вряд ли сейчас возможно интегрировать такие большие и геополитически важные пространства. Поскольку у нас внутри ЕАЭС немало нерешенных противоречий. С точки зрения русского патриота, ЕАЭС должен быть выгоден, прежде всего, России. А пока мы видим, что он выгоден другим участникам. А Россия играет роль РСФСР в советское время — большая дойная корова.
Поэтому высказывание Шешеля можно считать неким знаменем, выброшенным поверх этой то ли войны, то ли бюрократической возни, то ли уличной революции, которая идет сейчас в Сербии и во многом связана с проблемой Косово. После того, как Вучич заявил о его признании, случилась очередная провокация. Это говорит о том, что даже полулиберальная Сербия для Запада неприемлема.
Скорее, Запад пойдет на новое разжигание конфликта, на очередной югославский сценарий, дробление, кровь. Для того, чтобы зачистить пространство, обеспечить собственный полный контроль и не допустить какого-либо влияния на Балканах России, которое на сегодняшний день и так фактически отсутствует. Все балканские государства очень серьезно контролируются, чтобы не допускать не только отношений с Москвой, но и даже нейтралитета.
Так что вступление Сербии в ЕАЭС сейчас просто невозможно. Задача создания подобного союза, который обеспечивал бы неразрывную связь идентичных по культуре балканских народов с Россией, создание русско-балканской политической оси, ради обеспечения наших интересов на Балканах, стоит перед нами с 19 века. Рано или поздно она будет решена, но не сегодня и не завтра.
— А может Шешель просто торгуется? В надежде, что Запад начнет уговаривать Белград остаться ему лояльным, как США уговаривают Стамбул в связи с закупкой наших С-400?
— Сербию и Турцию сравнивать некорректно. Турция — сильная держава и в военном, и в политическом отношении. При этом она член НАТО, а значит, имеет возможность маневрировать, открыто вести двойную игру и никто с ней ничего сделать не может. Сербия же находится в принципиально ином положении. В результате мы видим, что никто с ней не торгуется. Запад действует тоталитарно, и скорее будет договариваться с антисербскими силами.
Если нынешние сербские власти открыто пойдут на заявку такого проекта, как сближение с ЕАЭС, они будут просто сметены какой-нибудь очередной революцией, а на их место будут поставлены более управляемые политики.