Больше половины россиян считают, что в Конституцию России нужно внести поправки. Таковы результаты опроса фонда "Общественное мнение".
Участникам исследования было предложено ответить на вопрос, следует ли сегодня пересматривать Конституцию. В прошлом году "за" высказались 66%, а в 2013 — 44%. В этот раз этот показатель составил 69%.
По мнению 17%, никаких изменений вносить в документ не надо. Это меньше, чем в прошлом (20%) и в 2013 году (25%).
При этом 54% считают Конституцию "хорошей" (в 2018 году было 53%, а в 2013-м — 48%). "Плохим" основной закон назвали 22% респондентов (21% в прошлом году и 18% - в 2013-м).
— Этот опрос я считаю в большей мере формирующим, выносящим проблему изменения Конституции формально — на широкое общественное обсуждение, а фактически — на вид политическим элитам, — комментирует в интервью "Свободной прессе" итоги исследования член Бюро Президиума партии "РОДИНА", директор Института свободы Федор Бирюков.
— Вопросы о конституционных изменениях в последние годы нередко обсуждались руководством страны, включая и президента, но пока единого мнения на этот счет не сформировалось. Но при этом очевидно, что такой запрос внутри политического класса существует. И вот делу решили придать "народный" характер, использовать общественные настроения для продвижения идеи.
— А как насчет пожеланий граждан? О чем они говорят?
— Здесь мы видим желание позитивных изменений в стране. Россияне хотят изменений в политике, экономике, перемен на социально-бытовом уровне. Фактически, это запрос на новую национальную политику, на новый курс, который бы отвечал самым широким национальным интересам, отражал бы стремления простых граждан, а не узких элитных кланов и корпораций. И если для этого требуется менять Основной закон страны, то люди говорят: да, надо менять.
Одновременно с этим люди скептически относятся к эффективности нынешней Конституции, как и к эффективности государства в целом. Россияне не доверяют ни власти, ни оппозиции, не видят рычагов общественного воздействия на государственную машину, не чувствуют себя вовлеченными в демократические процессы. То есть, народ, по Конституции являющийся «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации», на деле этого абсолютно не ощущает.
Также все менее и менее реалистичной выглядит та же 7 статья Конституции, утверждающая, что "Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". В реальности социальные гарантии и права граждан постепенно оптимизируются и утилизируются правящей либерал-бюрократией.
Социальная жизнь в России сегодня проходит в постмодернистском русле «феодально-корпоративных» отношений, когда элиты живут своей "заоблачной" жизнью, а массы граждан содержатся в режиме перманентной полубедности и тотальной зависимости от многочисленных начальств различного уровня. И даже в высших эшелонах власти именно лояльность, а не профессионализм и патриотизм ценится превыше всего.
Так что люди, высказывающиеся за конституционные изменения, прежде всего ожидают перемен в политике, экономике, социальном укладе. А то, что в основе этой гипотетической эволюции рассматривается все-таки текст Конституции, говорит о том, что граждане России в абсолютном большинстве предпочитают легальные, законодательно обусловленные методы политической борьбы.