О том, почему россияне не оставляют мечту об СССР, о глобальной моде на сильное государство и о том, почему ресоветизация – это путь в будущее, рассказал в интервью Накануне.RU член Бюро, идеолог партии "РОДИНА" Фёдор Бирюков.
- Как прокомментируете результаты опроса ВЦИОМа – почему доля "страждущих по СССР" остается в обществе стабильно высокой, даже среди молодежи?
Фёдор Бирюков: В этих результатах нет ничего неожиданного. Все последние годы мода на СССР в обществе только росла. Я считаю, что наше общество не ностальгирует по какой-то сказочной стране, где "все было бесплатно" и, как пелось в песне Егора Летова, "совсем не надо было умирать". Общество тянется к сильному типу государства, к сильному образу государства, в котором народ обретает собственную силу. И Советский Союз, по прошествии времени, когда весь этот исторический мусор, навеянный на его могилу, перефразируя Сталина, уже осел и развеян новыми ветрами, предстает нам такой эпохой "русской античности". После того, как старая православная имперская цивилизация рухнула, на ее месте возник настоящий Третий Рим – во многом языческий, с такой имперской, почти римской архитектурой, с парадами, с культами вождей, с Мавзолеем, со знаменами, штандартами и с очень сильными, самыми мощными историческими победами за последние века. И все это создает, безусловно, чрезвычайно привлекательный образ Советского Союза, привлекательный образ прошлого. И я считаю, что это очень здоровое веяние.
- То есть, несмотря на десятилетия либеральной пропаганды в стиле "давайте покаемся за советский режим", люди не перестали гордиться своей страной, своим прошлым?
Фёдор Бирюков: Это нормально, когда народ свою историю рассматривает позитивно, несмотря на то, что в любой эпохе присутствует как добро, так и зло. Поэтому, сегодня, когда мы переживаем смутные, непростые времена, коллективное сознание народа обращается к, во многом, идеализированным, но правильным по сути образцам государственной, народной жизни. И неслучайно, что половина молодёжи выступает за создание СССР. Я подчеркну, они не выступают за коммунистические идеи, они выступают именно за воссоздание этого великолепного, в их понимании, абсолютного государства порядка, справедливости, государства, где народ чувствует себя хозяином. Государство, которое, как пелось в советском гимне, "сплотила навеки великая Русь". И в этом воплощается, в том числе, национальная идея патриотизма, о которой говорил Путин. Мне кажется, что это очень симптоматичные и важные итоги опроса. Самое важное, что в истории, в общественном сознании такие периоды бывают постоянно.
Важно понимать, что Советский Союз для сегодняшнего момента - более правильный выбор и потому, что он решал, в том числе, проблему межнациональных отношений. Дружба народов, которая существовала в Советском Союзе, несмотря ни на что – это не миф, это была реальность. Плюс, это было громадное светское государство, способное утихомиривать и межрелигиозные войны. Сегодня межрелигиозные войны – снова реальны. Государство, которое оказывало влияние на половину, как минимум, земного шара – это то, чего опять-таки не хватает. Наше общество требует, не тоскует, а требует этих рычагов воздействия на современную реальность. И популярность идеи Русского мира, которая родилась в Крымской весне, в Русской весне, в борьбе за Донбасс – это, в том числе, такая вариация Советского Союза.
- Многие добровольцы ехали в Донбасс с советскими знаменами, с этой символикой и идеями, но там же были и монархисты, и "белые", имперцы и кого только там не было – как это все между собой увязывалось?
Фёдор Бирюков: Мы говорим о типе государства, а не об идеологии. С этим связано и неприятие обществом идеи перезахоронения Ленина. Казалось бы, есть абсурдная ситуация: у людей десятилетиями отбирали социальные блага, выгоняли их в условия дикого, анархического и очень устаревшего уже капитализма, уровень жизни падал, и особых протестов это не вызывало. Но каждый раз, когда поднимается вопрос о перезахоронении Ленина или разрушении Мавзолея, это вызывает огромные споры. Это тоже символ, символ мощи и некой геополитической свободы. Нашему народу не нравится, когда кто-то навязывает, учит, как надо что-то делать – "так, как на Западе", говорят нам, что Мавзолей Ленина – это что-то из ряда вон. Мы, на самом деле, уже устали подражать кому-то, "догонять и перегонять" Америку. Все эти подражательные вещи, собственно говоря, уничтожили Советский Союз и довели Российскую Федерацию до нынешнего глобального противостояния. Нам нужно обратиться к своему опыту, держаться своих корней, своих даже футурологических разработок, которых во множестве было сделано в Советском Союзе.
Очень важно, что именно молодёжь тянется к этому идеалу, что она в большинстве своем не уходит в тотальный нигилизм, не презирает свою историю, свое прошлое, а готова с ним работать, несмотря на то, что т.н. либералы постарались над тем, чтобы советский период был полностью очернен, а западная пропаганда до сих пор работает на такой прикладной антисоветизм, и, собственно говоря, либеральная часть российской власти этим занимается. Тем не менее, мы видим, что это не работает. Люди научились сами получать информацию, обрабатывать ее и формировать собственное мнение. Я думаю, что будущее России, успешное сильное будущее связано с возрождением тех технологий, тех опытов, тех реалий, которые существовали в Советском Союзе.
- Не секрет, что база для развития технологической мощи была заложена при Сталине...
Фёдор Бирюков: Многие говорят, что культ Сталина, который, несомненно, существует – это проявление "рабской натуры русского народа", россиян, "совков", "ватников". На самом деле, фигура Сталина тоже достаточно сильно мифологизирована, и в ней люди видят инструмент воздействия на нечестную власть, проворовавшихся чиновников, на людей, которые, несмотря на былые заслуги, сегодня работают неэффективно или во вред. Сталин во время своей работы показал, что с этим можно бороться, быстро и эффективно сменять кадры, совершать кадровую революцию, несмотря на любые заслуги в прошлом. И каждый начальник, если он неправедный начальник, хоть какой видный партиец, но перешел грань дозволенного, он будет наказан. Это тоже совершенно справедливое требование времени, поэтому Сталин сегодня популярен. И это нужно учитывать и действующим политикам.
Отнюдь не историческая псевдопокорность служит основой для советского ренессанса в будущем. А именно стремление к силе, к свободе, к желанию самим решать свою судьбу, несмотря на какие-то сложности. И стратегия президента Путина, которая, во многом, строится на отстаивании своего суверенитета, особенно, в последние годы, также идет в этом русле. И те, кто поддерживают Путина, они и желают возрождения реалий Советского Союза. Это не реваншистское, не консервативное движение умов в обществе, а достаточно прогрессивное, нацеленное в будущее, настроение. Это современная российская футурология, которая основывается на наших успешных разработках.
- Вы говорите о моде на СССР – она чем обусловлена, сознательным выбором или неким архетипичным, иррациональным коллективным бессознательным стремлением?
Фёдор Бирюков: Мода формируется кем-то. Существует несколько центров, которые вбрасывают определенный стиль. В зависимости от агрессивности подачи и востребованности, он либо приживается, либо нет. Советский стиль, русский имперский стиль, а сегодня они соседствуют друг с другом, друг друга дополняют, они прошли проверку временем. Вся шелуха, все наносное, вся ложь, в большинстве своем, отставлены, и остались самые полезные вещи, такие исторические "витамины". Советские витамины – самые свежие.
- Почему? Должна же быть некая глубинная причина для этого?
Фёдор Бирюков: Мы должны понимать, что советский период вовлёк в свою орбиту абсолютное большинство населения. Имперская Россия, ее величие, ее победы, достижения, соседствовали с тотальной невовлеченностью абсолютного большинства населения, крестьянского, в первую очередь, в этот процесс. В Советском Союзе в этом все, так или иначе, участвовали. При этом, неважно, одобряли они политику КПСС или нет. Это было по-настоящему народное государство, которое достаточно успешно до определенного момента решало свои проблемы. Когда началось перерождение элиты, когда началось такое медленное, но верное предательство интересов, когда элита стала жить так, как сегодня живет, мечтая о Западе, меняя свою власть на какие-то материальные блага, когда они стали, по сути дела, как Горбачев и его ближайшие соратники, агентурой других стран, тогда государство рухнуло. Сегодня также мода на сильное государство вернулась, и не только в России, но и во всем мире.
- То есть это не "совковое" стремление к сильному царю?
Фёдор Бирюков: Любой человек видит, что когда цивилизованное сильное государство ослабевает, то на смену приходит отнюдь не какая-то фантастическая гуманная анархия, безвластие и торжество толерантности. На самом деле, приходит людоедское государство, типа ДАИШ (организация запрещена в России), абсолютно мракобесное, абсолютно решительное, жестокое и не останавливающееся ни перед чем. Поэтому, и в России, и в Европе, и в Америке, в любых других частях света, где воля и разум довлеют над мракобесием, стремление к нормальному сильному государству сегодня возрождается, в отличие от конца ХХ века, когда массы разделяли моду на безвластие, на аморфное гражданское общество. Этот тренд не только наш национальный, но всемирный. Во всяком случае, он касается европейской цивилизации, которая сегодня находится под угрозой и претерпевает колоссальную трансформацию.
- В опросе 27% россиян обвинили в неисполнении решений референдума Горбачева, а в пользу ключевого влияния западных стран высказались лишь 2%. О чём говорят такие цифры?
Фёдор Бирюков: Вера в тёмные запредельные силы всегда присутствует, но в малом количестве. Тем более, что пропаганда и советская, и современная российская перекормила западными угрозами. Сегодня, когда есть интернет, когда человек даже в тайге может найти относительно независимое информационное пространство, получить различную информацию, это все не так. Без предательства элит любые потуги не принесут результата. Это демонстрирует вся история "бархатных", "цветных" и прочих революций. В корне лежит предательство элит. Этому учит и наша история.
Буквально на днях была годовщина отречения царя Николая Второго. Это же были не только западные веяния. Это вся политическая элита тогдашняя – либеральная, консервативная и даже промонархическая – вступила в сговор ради того, чтобы убрать династию. Остальные разговоры, что они хотели поменять правителя на кого-то другого, уже не работают. Они все преступили закон, мораль и свой долг, как правящей элиты, и пошли на поводу этого предательского тренда, а в результате получилась катастрофа. Это понимает всё больше людей.
Сегодня, когда разгораются все новые коррупционные скандалы в верхах, связанные с персональным воровством, и на эти скандалы власть уже не может отвечать быстро, адекватно, удовлетворительно, общество понимает, что состояние умов на верхах очень важно. И несут ответственность за все первые лица. В случае с СССР – это был Горбачев и Ельцин, я бы брал их в связке. Это два человека, которые работали на то, чтобы разрушить ту систему, которая их породила.
- "В пользу" Ельцина проголосовало только 13%, за Горбачева – 27%...
Фёдор Бирюков: Дело в том, что Горбачев еще жив, и пока он жив, он будет нести на себе бревно предательства и виртуальный осиновый кол, который в нём уже давно сидит, судя по общественному мнению. Ельцин уже умер, к мёртвым мы более лояльно относимся, хотя не всегда. Главная вина на Горбачеве, он мог сделать, как угодно. Мог повернуть историю вспять, но этого, к сожалению, не случилось. И к еще большему сожалению, нынешняя компартия во многом повторила судьбу Горбачева в 1996 году, когда так же отказалась принять участие в повороте судьбы страны, отказалась взять на себя ответственность.
А вообще, нужно разделить наследие Советского Союза на позитивное, с верой в государство нового типа, и наследие Советского Союза партийное, монополистическое, которое сегодня абсолютно под копирку дублирует политическая элита, как во власти, так и в оппозиции, в том числе, либеральной. Это все люди из одного котла, и в этом большая политическая проблема. России нужны политики нового типа, люди, которые не боятся ответственности, которые не просто знают уроки истории, но усвоили их и сделали правильные выводы.