Сегодня, 9 ноября, председатель партии "РОДИНА", депутат Госдумы Алексей Журавлев принял участие в расширенном заседании Экспертного совета по развитию внутренней, внешней торговли и таможенно-тарифному регулированию. Тема: "Возможные последствия введения государственного регулирования цен на продовольственные товары".
Речь идет о проекте федерального закона №206370-7 "О внесении изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (о введении государственного регулирования цен на продовольственные товары первой необходимости).
По мнению Алексея Журавлева, в целом идея законопроекта заслуживает поддержки. "Доступность продовольственных товаров, особенно для граждан, живущих за чертой бедности, серьезная проблема. Перманентная инфляция и стагнация реальных доходов населения усугубляют эту проблему", - отметил он.
Однако лидер "РОДИНЫ" высказал ряд принципиальных замечаний по законопроекту:
В частности, Журавлев отметил: "С какой целью в законопроекте предлагается дать определение "Продовольственных товаров первой необходимости", ведь есть 530-е Постановление правительства. Там довольно адекватный перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Почему бы не продублировать его? В предлагаемой редакции некоторые продукты указаны достаточно неоднозначно. Те же фрукты – слишком общее понятие, полагаю, манго или дуриан - продукты не самой первой необходимости".
"Второе: есть ли какие-то аналитические расчеты, позволяющие адекватно оценить тот предельный уровень надбавок, который указан в законопроекте? И, кстати, несмотря на то что в сумме все надбавки дают 100%, в конечной цене продукта, в силу законов математики, процент может быть больше", - указал Алексей Журавлев.
Кроме того, лидер "РОДИНЫ" задался вопросом: был ли проведен анализ последствий принятия закона, так как последствием его принятия может быть дефицит товаров. "Предприниматель просто откажется производить или продавать то, что ему невыгодно. Кроме этого, могут быть различные ситуации, например неурожаи, карантины и эпидемии, эмбарго и прочее, и прочее – все это по законом рыночной экономики может повлиять на стоимость товара и просто-напросто не уложиться в проценты, указанные в законе".
Алексей Журавлев напомнил, что партия "РОДИНА" выступала с подобными инициативами: "Мы предлагали два альтернативных варианта госрегулирования цен на социально значимые товары. Во-первых, мы предлагали обязать правительство в принципе регулировать цены на социально-значимые товары, но устанавливать границы такого регулирования без жесткой привязки к тому или иному проценту. Без условия о повышении цены товаров в течение месяца на 30%.
Второй вариант предполагал также установить госрегулирование цен с максимальными надбавками в размере 50 процентов на опт и розницу".
Алексей Журавлев полагает, что излишне сложное регулирование этого вопроса пользы не принесет: "Государственный контроль над ценами должен быть, но важно понимать, что рост цен сам по себе, без причины невозможен – это последствия экономической ситуации, которая протекает в тот или иной момент. Да, имеют место картельные сговоры, спекуляции на слухах, прочие необоснованные взлеты цен, но это предмет работы ФАС РФ и правоохранительных органов.
Нельзя не заметить и того факта, что регулирование цен одних товаров неизбежно приведет к изменению цены на другие товары, так сказать, не первой необходимости. Предприниматель, даже самый законопослушный, не будет работать в убыток. Он все равно будет стремиться получить запланированную прибыль. Он будет терять, грубо говоря, на фруктах и овощах, но поднимет цены на непродовольственные товары. С этим фактом тоже необходимо считаться".
"Другой момент. Есть определенная категория товаров, стоимость которых многократно превышает стоимость исходного продукта. Например, сыр – молочный продукт, но его определенные сорта в технологии приготовления столь сложны, что стоимость готового продута уже сразу после изготовления в два раза превышает стоимость сырого молока. Как быть в этом случае?"
"Также по законопроекту есть такое замечание. Реакция предпринимательского сообщества на ситуацию на продовольственных биржах, да и на рынке вообще, мгновенна. Сможет ли правительство адекватно реагировать на изменение ситуации? Ведь наценки, судя по всему, будут устанавливаться постановлениями правительства.
Далее. Какая ответственность будет установлена за превышение наценок, как эти наценки будут проверяться? Аудит этих нововведений законопроекта – чрезвычайно дорогостоящее дело, но при этом затрат бюджета по проекту не предусмотрено.
Подводя итог, можно сказать, что идея проекта абсолютно верная, но она нуждается в существенной доработке. Причем, на мой взгляд, чем проще будет механизм регулирования, тем более он будет эффективен", - резюмировал Журавлев, отметив, что законопроект поддерживает, но после существенной доработки.